Российское руководство может поссориться с Западом из-за публичной поддержки отказа официального Ташкента от международного расследования
событий в Андижане 13-14 мая. Тогда, по сведениям узбекских властей, погибло 173 человека, а по данным различных международных организаций и независимых наблюдателей - не менее 500. Международного расследования уже потребовали Евросоюз и Госдепартамент США (хотя до недавнего времени Вашингтон и сохранял по отношению к андижанским событиям относительное спокойствие). Россия против, хотя российские чиновники все время говорят, что располагают "достоверной информацией" об иностранном следе в этих событиях, не называя при этом никаких источников. Почему же не доказать наличие этого "иностранного следа" в беспристрастном международном расследовании?
Главным ньюсмейкером Москвы на эту тему до сих пор выступал министр иностранных дел Сергей Лавров. Вчера к нему присоединился министр обороны России Сергей Иванов. Выступая в Брюсселе на заседании Совета Россия -НАТО, г-н Иванов заявил: «Демократия вообще не может быть предметом экспорта и утверждается только в результате внутреннего саморазвития того или иного народа». Затем министр обороны перешел к практическим выводам и дал развернутую оценку недавних событий в Узбекистане.
«Мы располагаем достаточно достоверной информацией: все то, что произошло в Андижане, было инспирировано именно с территории Афганистана. Группа вооруженных боевиков исламистских организаций, в том числе и талибов, давно готовила вторжение в Узбекистан. Поэтому в ходе расследования всех обстоятельств происшедшего необходимо ответить, прежде всего, на вопросы: кто, каким образом и с чьей помощью организовал беспорядки? Речь в конечном счете идет о пресечении угрозы международного терроризма в этом крайне важном в стратегическом отношении регионе".
Если сравнить высказывания г-на Иванова с тем, что говорил ранее его коллега Сергей Лавров, различия окажутся чисто стилистическими. Глава МИД России приводил даже более широкий спектр возможных внешних факторов на события в Андижане-- он усмотрел там и чеченский след. Но, видимо, последовавшая за этим резкая и недоуменная реакция со стороны руководства Чечни сделала свое дело и Сергей Иванов не стал повторять чеченскую версию. Однако, если все же вспомнить, что говорил главный российский дипломат по поводу событий в Андижане, уже тогда многое вызывало недоумение - в первую очередь, с точки зрения логики. Утверждая, что «бесспорно, все это было начато при участии талибов», г-н Лавров следом за этим добавлял, что «будет важно для нашей общей борьбы с терроризмом, если подтвердятся сведения, что среди них (внешних сил. -
Ред.) были талибы». Так были в Андижане талибы или нет? Этот вопрос повисает в воздухе. Между тем даже представители официального Ташкента до сих пор вынуждены заявлять, что у них таких сведений нет.
Впрочем, это не помешало министру иностранных дел Узбекистана Эльеру Ганиеву выразить благодарность российскому коллеге Лаврову за поддержку позиции Ташкента по андижанским событиям. Ведь Москва оказалась едва ли единственной мировой столицей (кроме Пекина), которая проявила солидарность с категорическим отказом Ташкента согласиться на проведение независимого международного расследования кровавой андижанской трагедии. Но почему, если «это важно для общей борьбы с терроризмом»? Или для России эта борьба является «общей» только с Узбекистаном, а из международной антитеррористической коалиции, члены которой призывают к международному расследованию, Москва уже вышла?
Трудно себе представить, чтобы в российском руководстве всерьез верили в то, что достаточно будет расследования, которым займется созданная парламентом Узбекистана специальная комиссия, как уверял Сергей Лавров и как напомнил вчера Сергей Иванов. Ведь дело происходит в Узбекистане-- стране, где «независимый» кандидат в президенты сам сообщил, что на выборах он отдал свой голос за действующего президента Ислама Каримова. Где ни одного оппозиционера в парламент не допускали никогда.
Теперь в Ташкенте, оказавшемся в международной изоляции из-за отказа разрешить международным наблюдателям из Евросоюза, Красного Креста и даже ООН оказаться в Андижане больше, чем на пару часов, как это было во время организованной недавно «экскурсии» для дипломатов и журналистов, приходится изобретать новые формы квазиучастия мирового сообщества в «мониторинге» за расследованием. Такой формой стала комиссия из представителей иностранных дипмиссий в Ташкенте, куда вошли дипломаты соседних с Узбекистаном государств. Но как заявил один из этих дипломатов представителю НПО Eurasian Transiton Group, базирующнейся в Вене: «Это именно мониторинг за бумагами, а не участие в расследовании, мы не можем встречаться ни с пострадавшими, ни с военными».
Отказ режима Ислама Каримова от расследования андижанской трагедии лишь усиливает предположения, что власти фальсифицируют те события. Ташкенту, похоже, есть что скрывать. Но желание России поддержать официальный Ташкент заставляет гадать о причинах такого подхода.