|
|
N°102, 10 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потанин передумал
Управлять «Силовыми машинами» будут «Интеррос» и государство
Владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин, ранее считавший «Силовые машины» непрофильным активом, от которого следует избавиться, принял решение остаться в энергетическом бизнесе в качестве стратегического инвестора. Теперь «основная цель «Интерроса» -- создать на базе «Силовых машин» национальную энергомашиностроительную корпорацию с участием государства». Такое заявление по итогам вчерашнего совета директоров «Силовых машин» сделал замгендиректора «Интерроса» Сергей Батехин. Похоже, г-н Потанин взял на вооружение идею развития «Силовых машин», предлагавшуюся противниками продажи машиностроительной компании немецкому концерну Siemens. Правда, тогда речь шла о создании на базе «Силовых машин» корпорации с участием государства и «Базового элемента» (и, возможно, РАО «ЕЭС»).
По решению совета директоров кресло Евгения Яковлева, покинувшего этот пост по состоянию здоровья (за заслуги его пригласили остаться в совете директоров), со вчерашнего дня занял президент ЗАО «Атомстройэкспорт» Игорь Квочко. Смена руководства «Силовых машин» укладывается в заявленную логику дальнейшего развития компании. В октябре прошлого года контрольный пакет акций «Атомстройэкспорта» приобрел у «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ) Газпромбанк. Ранее руководство «Атомстройэкспорта» не скрывало, что поддерживает идею усиления влияния государства как в атомном, так и в энергетическом машиностроении.
Вчера г-н Батехин (его кандидатура в конце лета будет предложена на пост председателя совета директоров «Силовых машин») сообщил, что «Интеррос» уже ведет переговоры о возможном вхождении государства в уставный капитал «Силовых машин». «Мы думаем, что государству было бы целесообразно войти в корпорацию в объеме блокпакета», -- уточнил он. Технически это возможно сделать либо путем покупки акций, либо за счет внесения в уставный капитал «Силовых машин» активов госпредприятий. Очевидно, что последний путь наиболее вероятен (в качестве первого кандидата эксперты называют Калужский турбинный завод, блокпакет которого находится у государства).
Впрочем, в качестве партнеров Владимир Потанин видит не только государство, но и «крупнейшие международные компании в области энергетического машиностроения». Как сообщил вчера г-н Батехин, «Интеррос» продолжает переговоры с Siemens и при этом рассматривает возможности сотрудничества с американским концерном General Electric и французской компанией Alstom. Вопрос об участии в «Силовых машинах» зарубежного партнера и государства предполагается, по его словам, решить в течение полугода, после того как государство сформулирует свою позицию в отношении доступа иностранных инвесторов в стратегические отрасли (в апреле глава Минэкономразвития Герман Греф сообщал, что его ведомство уже готовит концепцию соответствующего законопроекта).
С российскими же инвесторами, из которых первым в списке желающих, как известно, стоит «Базовый элемент» Олега Дерипаски, Владимир Потанин переговоров так и не начал. Вчера г-н Батехин сообщил, что никаких договоренностей о сотрудничестве между «Интерросом» и «Базэлом» нет, и тут же добавил, что «Интеррос» был бы рад видеть «Базэл» в качестве партнера. Примечательно, что в «Базэле», который обозначил интерес к активам г-на Потанина еще минувшей осенью и подал заявку в ФАС (по информации «Времени новостей», речь идет не менее чем о контрольном пакете), также не проявляют инициативы договориться на этот счет с «Интерросом». Недавно глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что в конце июня его ведомство скорее всего одобрит ходатайство «Базэла», но уточнил, что г-ну Дерипаске еще необходимо договориться с Владимиром Потаниным, который, возможно, и не захочет продавать контрольный пакет «Силовых машин». Собеседник «Времени новостей», близкий к окружению г-на Дерипаски, заметил на это: «Прежде чем установить диалог с собственником, нужно получить разрешение властей. Siemens договаривался с Потаниным год, а что толку?»
Между тем вчера г-н Батехин сообщил, что «Интеррос» хотел бы сохранить за собой контрольный пакет акций «Силовых машин» или как минимум блокпакет (сейчас холдинг владеет 71% акций).
Замглавы «Интерроса» подчеркнул, что компания г-на Потанина может уйти из уставного капитала, когда «Силовые машины» будут стоить 1,5--2 млрд долл. До тех пор «Интеррос», по словам г-на Батехина, останется стратегическим инвестором в области энергомашиностроения.
Эксперты отмечают, что в этом процессе рыночную логику подменяет политическая воля властей. Елена Сахнова из UFG отмечает, что предложения «Интерроса» совпадают с тем, что предлагал «Базэл». Однако, по мнению управляющего директора AG Capital Managment Александра Агибалова, холдингу г-на Дерипаски нет места в схеме г-на Потанина: 25% плюс одна акция «Силовых машин» будет у государства, 25% минус одна акция -- у иностранного инвестора. «Интерросу», который намерен повысить капитализацию «Силовых машин», сейчас нет смысла продавать блокпакет еще и «Базэлу», считает эксперт. Он выразил сомнение в том, что г-н Дерипаска выкупит «Силовые машины» по цене 1,5--2 млрд долл., в то время как рыночная их стоимость составляет 400 млн долларов.
Среди других возможных партнеров «Силовых машин» Сергей Батехин вчера назвал ОМЗ, но уточнил, что переговоры по этому поводу также пока не велись. Эксперты находят этот вариант более вероятным, тем более что договоренность об объединении активов между «Силовыми машинами» и ОМЗ была достигнута в конце позапрошлого года. Правда, тогда г-н Потанин предпочел продать компанию Siemens. Выяснить вчера, готовы ли в ОМЗ простить владельцу «Интерроса» его непостоянство, не удалось.
Яна ГОДОВАНАЯ