|
|
N°102, 10 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заповедники инвестиций
Депутаты одобрили создание новых особых экономических зон
Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект "Об особых экономических зонах" и отдельный законопроект об особой экономической зоне в Калининградской области.
Как заявил выступавший перед депутатами один из разработчиков проекта -- заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, для инвесторов в новых особых зонах упростятся процедура выделения земли и процесс общения с властью, а коррупционные и административные издержки будут серьезно снижены. Правда, многие депутаты опасаются, что зоны могут стать новой бюрократической игрушкой.
Зоны, которые в идеале должны «коммерциализировать» научные достижения, будут, как и предполагалось, двух типов -- промышленно-производственные и технико-внедренческие, площадью 10 и 2 кв. км соответственно. Чтобы начать производство в промышленно-производственной зоне, нужно будет вложить 10 млн евро, а в технико-внедренческой -- арендовать объекты госимущества. Главный принцип новых зон определяется словом greenfield: земли под особыми зонами не должны принадлежать юридическим лицам или гражданам. Выгода инвесторов от «зонообразования», как уверяет г-н Шаронов, в первую очередь в том, что они придут в уже готовую структуру, созданную специально под их нужды, «подсядут в уже движущийся поезд» и вместо нынешних 150 подписей чиновников для открытия производства должны будут собрать лишь пару-тройку.
Правда, если учесть, что на самом деле затраты на преодоление административных барьеров будут не так уж низки, а инвесторы должны будут заплатить свои кровные за госэкспертизу их проектов, маловероятно, что в скором времени в стране выстроится очередь желающих в эти зоны попасть.
Концепцию «чистого поля», предусматривающую, что строить зоны будет разрешено только на не освоенных ранее участках земли, МЭРТ, похоже, готово частично пересмотреть. Г-н Шаронов по-прежнему уверяет, что обременять резидентов-инвесторов обязательствами или идеями, которые имеются у владельца земельного участка или полуразрушенного завода, было бы ошибочно. Однако чиновник признал, что в качестве стартовой инфраструктуры можно будет рассматривать отдельные законсервированные проекты.
Про дополнительные налоговые льготы участникам зон г-н Шаронов снова обещал «подумать», но прозвучало это крайне малоубедительно, так как сопровождалось фразой: «Мы же вам даем административные льготы». В нынешнем варианте проекта закона предусматривается, что зоны будут работать в обычном режиме налогообложения, имея лишь незначительные льготы по налогу на имущество и единому социальному налогу. Льготы по налогу на прибыль -- основному бремени предприятий -- министерство категорически давать не хочет.
Законопроект по-прежнему составлен по принципу отрицания. Четко перечислено, чем нельзя будет заниматься в зонах (добычей полезных ископаемых, переработкой металлов и подакцизных товаров). И как заявил Андрей Шаронов, зоны созданы не для тех, кто хочет уйти от налогов, не для малого бизнеса и не для всех инвесторов -- так как это "неединственный в стране механизм инвестирования". В результате создалось впечатление, что зоны действительно создаются, как сказал г-н Шаронов, «как инструмент, который позволит побороться с Индией и Китаем». Правда, на вопрос о том, не станут ли новые зоны очередной игрой бюрократов, сидящих в специально создаваемом для этого федеральном агентстве и занимающихся одновременно экспертизой, контролем и надзором, он ответил не более того, что агентства «не смогут заволокитить вопрос, так как будут ограничены сроками».
Зонообразование продолжилось вчера также принятием законопроекта "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Как заявил на заседании другой заместитель министра экономического развития и торговли, Виталий Савельев, ситуация, которая складывается в хозяйственном комплексе Калининградской области в условиях вступления Латвии, Литвы и Польши в ЕС, потребовала разработки особой концепции федеральной политики этого региона. Особую экономическую зону Калининграда необходимо, по его словам, трансформировать из компенсационной (с высокой долей импортозамещающей продукции) в инвестиционную зону, ориентирующуюся на экспорт. Окончательно принять законы об особых экономических зонах до конца летней сессии (остается чуть больше месяца) депутаты скорее всего не успеют. Но до конца года -- должны. Ведь публичным лоббистом этих законов выступил сам президент.
Ирина СКЛЯРОВА