Время новостей
     N°100, 08 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2005
Подмосковье подпояшется миллиардами
К 2015 году вокруг МКАД будет построено еще одно кольцо
Через десять лет пробок на подъездах к Москве станет меньше, а Подмосковье ожидает инвестиционный бум ритейла. К таким многообещающим последствиям должно привести появление вокруг столицы еще одного скоростного транспортного кольца (СЦКАД) протяженностью почти в пять раз длиннее МКАД. Необходимость нового автобана власти объясняют тем, что существующая транспортная сеть Московской области (через которую проходит 60% грузов всей страны) уже исчерпала свою пропускную способность, а это в свою очередь тормозит экономическое развитие региона. Предполагается, что строительство СЦКАД начнется в ближайшие полтора-два года и завершится к 2015 году.

Стоимость нового мегапроекта власти предпочитают не оглашать, ссылаясь на отсутствие ТЭО. По словам замглавы управления ГУП «Мосавтодор» Андрея Вышегородцева, речь идет о «миллиардах евро». Их подсчетом займется девелоперское подразделение холдинга Владимира Потанина «Интеррос» -- компания «Открытые инвестиции». В конце мая она выиграла тендер на разработку обоснования инвестиций строительства новой дороги.

Пресс-секретарь «Открытых инвестиций» Ирина Малярова сообщила «Времени новостей», что компания обязалась к июлю следующего года спроектировать маршрут трассы, подготовить смету и определить участки для начала строительства. Стоимость этих работ составит 10 млн долл. В дочке «Интерроса» не исключили, что в дальнейшем примут участие и в самом проекте, но предпочли воздержаться от комментариев.

Пока же со слов начальника главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Юрия Новоселова известно, что ЦСКАД будет построена на базе двух уже имеющихся автомобильных дорог особого назначения: 291-километрового Малого Московского кольца А-107 (расположено в 50 км от МКАД) и 108-километрового Большого Московского кольца (80 км от Москвы). И двух автомагистралей: 38,6-километровой М-10 «Россия» и 41,4-километровой М-1 «Белоруссия». Предполагается, что на восьмиполосной трассе (по четыре ряда в каждую сторону) длиной в 480 км будет построено около 500 многоуровневых развязок.

Окупаемость ЦСКАД пока под большим вопросом, хотя идеология проекта понятна. В конце мая руководство Минтранса, ссылаясь на отсутствие денег в федеральной казне (в бюджете 2005 года на поддержание дорог всего16 млрд руб.), вновь заговорило о необходимости внедрения механизма государственно-частного партнерства и приняло решение отказаться от строительства новых трасс. С исполнением сложнее -- в России, указывают эксперты аудиторской группы «Развитие бизнес-систем» (делала ТЭО малого кольца на Московской железной дороге -- 1,1 млрд долл.), проектов подобного масштаба пока не было. По предварительным оценкам Мособлдумы, проект может обойтись в 2,4--2,6 млрд евро. А источник в обладминистрации сообщил, что принято решение ежегодно привлекать средств на 10--30 млрд рублей.

Власти уже принялись рисовать красочные перспективы перед инвесторами. По словам г-на Новоселова, «новая скоростная трасса преобразует прилегающие к ней территории»: по обе стороны нового кольца в будущем появятся гипермаркеты, гостиницы, грузовые терминалы и склады. Кроме того, на эту дорогу, по его словам, предполагается вывести из Москвы часть промышленных предприятий, что в принципе не очень сочетается со скоростным предназначением дороги. В результате Подмосковье, согласно планам властей, получит 300 тыс. новых рабочих мест, а Москва избавится от большей части транзитного и грузового транспорта.

Федеральное руководство, очевидно, рассчитывая на западные финансовые институты, постаралось придать проекту кольцевой дороги наднациональную значимость. Предполагается, что ЦСКАД позволит интегрировать российскую транспортную систему в общеевропейскую, поскольку создаст условия для строительства намеченных федеральными программами двух международных трансъевропейских коридоров: №2 (Лондон -- Берлин -- Варшава -- Минск -- Москва -- Нижний Новгород -- Екатеринбург) и №9 (Хельсинки -- Санкт-Петербург -- Москва -- Юг России).

Главный с точки зрения обычного пользователя вопрос -- о стоимости проезда -- пока не решен. Руководство Московской области, на территории которой будет проходить ЦСКАД, настаивает на безвозмездной возможности пользоваться трассой -- вложения предлагается окупать за счет ведения коммерческой деятельности на придорожной территории. Минтранс же предпочитает платный проезд. В любом случае решение этого вопроса зависит от окупаемости проекта.

Яна ГОДОВАНАЯ