Время новостей
     N°98, 06 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2005
Президентский разряд
Руководство «Мосэнерго» ответило за майскую аварию в энергосистеме
Субботнее заседание членов Совета безопасности России, на котором рассматривалась авария в энергосистеме центра России, закончилось отставкой почти всего руководства «Мосэнерго» во главе с гендиректором Аркадием Евстафьевым. Владимир Путин жестко и однозначно возложил вину на столичную энергокомпанию. Смысл президентской критики сводился к тому, что, если бы не было разбазаривания средств, энергокризиса 24--25 мая можно было бы избежать. При этом Владимир Путин ни разу не произнес имя Анатолия Чубайса и подчеркнул, что не имеет претензий к реформированию отрасли. Тем не менее глава РАО «ЕЭС России» сидел с поникшей головой, а столичный мэр Юрий Лужков единственный выглядел весьма довольным: он даже позволил себе не читать, как все участники совещания, доклад «Ростехнадзора».

Владимир Путин не стал в своем заявлении подробно говорить о содержании доклада. Он лишь сообщил, что «Ростехнадзор» отмечает также нарушения эксплуатации оборудования и некоторые другие проблемы». Однако выступление главы государства прозвучало не как начало дискуссии, а как ее итог с указанием на конкретных виновников. Он буквально заклеймил руководство «Мосэнерго» за то, что после аварии его представители позволили себе говорить о необходимости повышения энерготарифов. В заключение президент указал премьеру Михаилу Фрадкову (видимо, потому что правительство -- крупнейший акционер РАО «ЕЭС») на «цинизм и очевидную профессиональную непригодность» руководителей столичной энергокомпании.

Спустя два с половиной часа стал известен главный итог совещания, которого ждали с тех пор, когда энергоснабжение столицы еще не было восстановлено. Член правления РАО «ЕЭС» Андрей Трапезников объявил о том, что г-н Евстафьев подал в отставку по причине «неудовлетворительной оценки руководства «Мосэнерго», прозвучавшей со стороны президента России Владимира Путина».

Как и ожидалось, Владимир Путин не стал назначать жертвой Анатолия Чубайса. Мотивы такого решения президента очевидны: как оппозиционно настроенный политик Чубайс, находясь у руля госмонополии, гораздо безопаснее. А как топ-менеджер РАО «ЕЭС» именно он должен выполнить грязную работу по завершению реформирования отрасли. Тем более что на этом пути еще много препятствий -- логично, что преодолевать их будет Чубайс, а не гипотетический человек президента.

Некоторые из этих препятствий Путин сразу и обозначил. Вероятно, соответствующие органы уже приняли на вооружение вопросы главы государства: «какова реальная налоговая нагрузка на РАО «ЕЭС» в последнее время?», «куда уходят деньги от фактической приватизации так называемых непрофильных активов?», «почему крупные объекты недвижимости в Москве, в центре Москвы, получают собственников на Кипре?». И наконец, «куда тратятся деньги?».

Временно руководить всей системой «Мосэнерго» будет, видимо, проверенный человек -- замгендиректора компании Владимир Чистяков, в 1982--1992 годах, как сказано в его биографии, проходивший «действительную военную службу в органах государственной безопасности», а затем работавший в филиале «Мосэнерго» под названием "Предприятие производственно-технологической комплектации". Этот филиал занимается капремонтом оборудования, запчастями и т.п. Иными словами, г-н Чистяков соответствует путинским критериям энергетика: «понимает значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны» и в состоянии «своевременно обратить внимание на какой-нибудь дешевенький трансформатор». Хотя очевидно, что именно в его обязанности как замглавы "Мосэнерго" входил и своевременный ремонт подстанции "Чагино".

Аркадий Евстафьев возглавил «Мосэнерго» в 2001 году, фактически в результате захвата омоновцами здания энергокомпании. Как известно, до этого он долгое время работал в сфере связей с общественностью. В 1992--1995 годах он был пресс-секретарем вице-премьера Анатолия Чубайса. В 1996-м (в то время он работал на ОРТ) вместе с Сергеем Лисовским прославился, когда был задержан на выходе из Кремля с коробкой из-под ксерокса, в которой обнаружилось 500 тыс. долл. Этот инцидент сыграл историческую роль, определив исход политического противостояния двух группировок в предвыборном штабе Бориса Ельцина в пользу Анатолия Чубайса. В «Мосэнерго» г-н Евстафьев попал по протекции главы РАО, причем сначала стал заместителем гендиректора по связям с общественностью. Руководить компанией он стал после длительного противостояния Юрия Лужкова и Анатолия Чубайса: глава РАО не простил гендиректору столичной энергокомпании Александру Ремезову того, что он стал более близок московским властям.

Г-н Ремезов, который теперь возглавляет Московскую объединенную энергокомпанию, принадлежащую правительству Москвы, полагает, что столичные власти однозначно не будут пользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы перехватить контроль над энергетикой. «Не надо путать две разные вещи, -- заявил он вчера корреспонденту «Времени новостей», -- был договор на энергоснабжение Москвы, он был нарушен, в нем прописана финансовая ответственность сторон -- это одно. А линия по приобретению контрольного пакета в городской теплосетевой компании и горэлектросетях (компании, образовавшиеся в результате разделения «Мосэнерго» на 14 частей. -- Ред.) -- она сама по себе, эта работа идет давно и ни на день не прекращалась. Разве что теперь есть повод подумать над приобретением контрольного пакета еще и областной электросетевой компании».

Г-н Ремезов считает, что в аварии две составляющие. Первая -- связанная с подстанцией «Чагино», с которой началось масштабное отключение электроэнергии. «Там низкий уровень безопасности, персонала, бардак в хозяйственной деятельности», -- говорит он. Вторая же составляющая связана с развитием аварии. По словам бывшего главы «Мосэнерго», в компании упущены принципы управления энергосистемой: «Потеряли системность -- диспетчеризацию, режимы перетоков. Все стало направлено в сторону экономики оптового рынка, а техническим моментам стали уделять меньше внимания», -- утверждает г-н Ремезов.

Впрочем, в РАО говорят, что выводы уже сделаны. Как заявил вчера корреспонденту «Времени новостей» член правления энергохолдинга, глава бизнес-единицы №2 (отвечает за работу половины энергосистем страны, «Мосэнерго» не входит в ее подчинение) Владимир Аветисян, все распоряжения относительно обеспечения надежности энергоснабжения «уже давно отданы» -- сразу же после аварии. Поэтому, считает он, «с одной стороны, дополнительное внимание (после рассмотрения проблемы на Совете безопасности. -- Ред.) не требуется, а с другой -- все руководители РАО в понедельник все равно еще раз соберутся и проанализируют ситуацию». Впрочем, он не исключает, что будут предприняты некоторые дополнительные меры по обеспечению надежности работы оборудования, но об этом можно будет говорить только по результатам сегодняшнего заседания правления РАО.

Возможно, правлению РАО сегодня предстоит решать и еще одну серьезную проблему -- возмещение ущерба от аварии. Член правления РАО Андрей Трапезников в пятницу заявил информагентствам: «Мы получили письмо мэра Москвы на имя Анатолия Чубайса, в котором говорится, что правительством столицы проведена оценка ущерба предприятиям и организациям города, нанесенного в результате аварии 25 мая. По данным на 1 июня, сумма ущерба составляет 1,7 млрд руб.». А как заявил ИТАР-ТАСС и.о. главы «Ростехнадзора» Андрей Малышев, общая сумма ущерба, «видимо, достигнет 5,3 млрд руб.». По словам г-на Трапезникова, правительство Москвы предлагает РАО создать «специальную комиссию по рассмотрению размеров ущерба». «Мы рассмотрим предложения правительства Москвы и сделаем это быстро, -- говорит член правления РАО. -- У нас настрой на конструктивное сотрудничество с правительством, и мы исходим из того, что нужно обязательно организовать совместную работу».

Это заявление г-на Трапезникова, надо полагать, попытка не допустить возможного изменения структурных преобразований в «Мосэнерго». Ведь Владимир Путин указал на то, что разделение компании на 14 частей привело к неэффективной координации действий. Кстати, противником такого разделения выступал крупный акционер «Мосэнерго» -- «Газпром», скупивший блок-пакет акций столичной компании. Именно «Газпром» критиковал продажу недвижимости энергокомпанией, о чем в субботу говорил и Владимир Путин. Газовый концерн не устраивала, во-первых, цена, по которой продавались объекты (в том числе и бизнес-центр класса А на Раушской набережной, почти напротив Кремля), а во-вторых, отсутствие схемы распределения вырученных от этой продажи денег. Владимира Путина, похоже, это также волнует, к тому же он, по-видимому, знает кипрских собственников бывших зданий «Мосэнерго». Представители «Газпрома» вчера предпочли не комментировать ситуацию.

Николай ГОРЕЛОВ