|
|
N°98, 06 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И зверь бежит
«Мадагаскар» на московских экранах
«Мадагаскар» -- достойный продолжатель дела «Шрека»: дети в восторге по определению, но и взрослые ловят себя на мысли, что происходящее на экране претит им совсем не так сильно, как казалось при входе в зал. Итак, четверо обитателей зоосада в нью-йоркском Централ-Парке -- лев Алекс, «зебр» Марти, жираф Мелман и бегемотиха Глория -- в ус не дуют и живут на всем готовом в пусть не золотых, но вполне комфортабельных клетках. Но их соседи по этому «дисциплинарному санаторию», пингвины-маргиналы, задумавшие вырыть подкоп в родную Антарктиду, будят в компании охоту к перемене мест. Был побег на рывок, потом -- тесное общение с полицией, дальше -- депортация на родину, в Африку. Но пингвины снова тут как тут -- и вместо родного континента звери доплывают лишь до Мадагаскара -- сильно уменьшенной копии африканского континента, со всех сторон окруженной водой. И тамошняя жизнь сильно отличается от нью-йоркских реалий: хотя бы тем, что травоядным участникам опасного путешествия светит шанс быть съеденными, да и изначально хищный Алекс теперь должен добывать пропитание самостоятельно, без оглядки на исполнительных служителей, следивших за его ежедневным и уже готовым к употреблению мясным рационом.
Интрига, в сущности, этим и исчерпывается. Все остальное -- набор гэгов, связанных с тем, что четвероногих героев наделили вполне узнаваемой человеческой психологией. Шутки по большей части смешные и узнаваемые. На своем «взрослом» уровне фильм использует схему популярного в 80-е годы голливудского жанра «яппи в опасности», в котором «молодые городские профессионалы», привыкшие к размеренному бытию и карьерному росту, волею случая сталкивались с настоящей, изобилующей неожиданностями реальностью. В принципе авторы могли пойти еще дальше и соорудить нечто вроде анималистического варианта «Пляжа» Алекса Гарленда и Дэнни Бойла, но до этого не дошло -- почти все шутки и аллюзии адаптированы для семейного просмотра (хотя в числе пародийных вставок находится место и для травестированного эпизода из «Молчания ягнят», и для цитаты из «Красоты по-американски»). Зато в кои-то веки шуток по-настоящему много, и в большинстве своем они невероятно удачны именно в приложении к мультипликации -- далеко не факт, что «настоящий» фильм с участием Бена Стиллера, Дэвида Швиммера, Криса Рока и Джады Пинкет-Смит (которые в оригинальной версии озвучивали четверых главных героев) мог бы похвастаться таким комическим потенциалом.
Тем более что при всей своей дружелюбности и аккуратности «Мадагаскар» кажется абсолютно революционным в своей неполиткорректности по отношению к пингвинам. До сего дня эти в целом симпатичные птицы неизменно изображались односторонне, сусально-положительно (что в игровом кино, что в явно сфальсифицированных документальных лентах, и тем более в мультипликации). Единственным, кто осмелился высказать свою точку зрения на эту тему, был мультипликатор Ник Парк, отважно наделивший пингвина почти демоническими чертами в одной из серий своего «Уоллеса и Громита». Но его работа в основном была известна лишь ценителям и эстетам. В «Мадагаскаре» всю правду о пингвинах может узнать самый широкий зритель. Пингвины вовсе не те неторопливые симпатяги, к которым мы привыкли. Им далеко не всегда имеет смысл доверять и тем более поворачиваться к ним спиной. Пингвины -- они разные.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ