|
|
N°92, 27 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гонки по «нефтяной вертикали»
Украина планирует заменить российскую нефть иракской и ливийской
Майский бензиновый кризис на Украине, вызвавший скачок цен и громкие политические скандалы, заставил украинские власти задуматься над своей нефтяной политикой. Россиян, которые контролируют цены на бензин и 90% украинского рынка переработки нефти, решено потеснить. К началу июня на Украине планируют создать вертикально интегрированную национальную компанию (ВИНК) Украины, где будут сконцентрированы государственные пакеты акций украинских НПЗ. Как пояснил глава рабочей группы по развитию нефтеперерабатывающей промышленности и советник президента Украины Александр Третьяков, власти рассчитывают, что под контроль ВИНК попадет 35--45% рынка переработки нефти.
Рассматривались два варианта создания ВИНК: либо на базе государственной компании «Нефтегаз Украины», либо на базе ее составной части -- «Укрнефти». В итоге окружение президента сделало ставку на «Укрнефть» (добывает 90% украинской нефти и 17% газа). Эксперты считают этот выбор результатом победы секретаря совета нацбезопасности и обороны Петра Порошенко над премьером Юлией Тимошенко. Считается, что глава «Нефтегаза Украины» Алексей Ивченко идейно близок премьеру. Теперь же «карты для игры получили лица и госкомпании, близкие к Порошенко и Кинаху (вице-премьер украинского правительства. -- Ред.)», считает шеф-редактор украинского журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало.
Чтобы создать ВИНК на базе «Укрнефти», нужно вернуть эту компанию под контроль государства. Хотя госпакет «Укрнефти» и превышает 50% акций, компанией управляют представители частной группы Приват-банк (владеют 42% акций). 20 июня на собрании акционеров «Укрнефти» планируется привести к власти «государевых людей». «Создание ВИНК может быть заблокировано уже на первом этапе, -- заявил «Времени новостей» директор программ по ТЭК центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. -- Приват-банк скорее всего сорвет собрание акционеров 20 июня, не обеспечив кворума, для которого требуется 60% голосов». Провести через Раду закон об уменьшении кворума, обещанный правительством, почти невозможно. Этот закон, по словам эксперта, застрянет в «полуолигархической Раде».
Однако Александр Третьяков уверяет, что государство сможет вернуть себе контроль над «Укрнефтью». Затем власти смогут фактически конфисковать активы Приват-банка. Для этого государство резко увеличит свою долю в компании «Укрнефть». К уставному фонду «Укрнефти» присоединят госпакеты акций трех украинских НПЗ -- «Галичины» (25%), «Нефтехимика Прикарпатья» (26%) и «Укртатнефти» (бывший Кременчугский НПЗ -- 43%). Приват-банку будет предложено внести либо равнозначные активы, либо деньги. В качестве активов банк может предложить в таком же объеме пакеты акций «Галичины» и «Нефтехимика Прикарпатья» -- банк владеет соответственно 32 и 74% акций. Но внести активы, соответствующие государственному пакету акций «Укртатнефти», Приват-банк не сможет. Несколько миллионов долларов, которые внесет Приват-банк, государство потратит на выкуп акций «Галичины» и «Нефтехимика Прикарпатья», оставшихся в собственности у Приват-банка. «Первичные переговоры ведутся и позволяют сказать, что это возможно», -- заявил г-н Третьяков.
В результате этой операции государство получит контроль над переработкой 4 млн тонн нефти на «Нефтехимике Прикарпатья» и НПК «Галичина», а также будет контролировать почти половину производственных мощностей Кременчугского НПЗ. Александр Третьяков рассчитывает, что ВИНК сможет перерабатывать до 10 млн тонн нефти в год, при том что общеукраинский ее объем -- 22 млн тонн.
Украинские власти также планируют разрушить российскую монополию на поставки нефти. В качестве альтернативной рассматривается иракская и ливийская нефть. Нефть из Ливии Украина намерена отдавать России неподалеку от места ее добычи. Эту нефть Россия будет экспортировать в ЕС, затратив меньше на транспортировку. Россияне будут компенсировать ливийскую нефть своей или каспийской из трубопроводов, которые идут по территории Украины, считает г-н Третьяков.
«Грандиозные планы по созданию ВИНК вряд ли будут реализованы за год-полтора, поскольку тут требуются громадные затраты и время, -- считает Владимир Сапрыкин. -- Поставить под контроль 30--40% части рынка переработки нефти -- очень серьезная задача. А поставив под госконтроль мощности трех НПЗ, Украине нужно будет их чем-то заполнять -- казахской, российской или другой нефтью. Кроме того, в рамках ВИНК необходимо будет построить тысячи АЗС по всей стране, что обойдется в сотни миллионов долларов. Сейчас говорят о том, что для создания ВИНК могут быть привлечены 1,5 млрд евро, которые Украине предоставил Deutsche Bank. Однако число проектов «под кредит» множится чуть ли не ежедневно. Так что сомнительно, что кредита хватит на все».
«Создание ВИНК помогло бы перейти к рыночным механизмам регулирования рынка нефти, -- заявил «Времени новостей» Владимир Полохало. -- К сожалению, на Украине рынок в зачаточном состоянии, высоко влияние монополий. Поэтому украинское правительство вынуждено было применять административные меры. Пока не создана ВИНК, а также прочие либеральные рыночные механизмы, в форсмажорных обстоятельствах власти вынуждены будут использовать административные методы. Расчет исключительно на рыночные механизмы -- это либо утопия, либо демагогия».
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев