|
|
N°92, 27 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Грубая оценка»
Morgan Stanley оценил «Роснефть» в 20--27 млрд долларов
Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов «опубликовал» данные об оценке «Роснефти», которую Morgan Stanley представил в "Росимущества". Стоимость нефтяной госкомпании с учетом «Юганскнефтегаза» составляет от 20 до 27--28 млрд долл. Вместе с тем чиновник подчеркнул, что пока окончательной оценки «Роснефти» нет. Банк представил в "Росимущества" первую версию оценки, к которой есть замечания. Сообщив также, что это «грубая оценка», замминистра перечислил замечания, предъявленные к работе оценщика. По словам г-на Шаронова, «надо сузить границу оценки» и обосновать ряд факторов, влияющих на ее результаты. Вместе с тем он не исключил, что после обоснования «цифра может измениться».
Два дня назад анонимный источник в "Росимущества", которое входит в структуру Минэкономразвития, практически слово в слово изложил Интерфаксу позицию, озвученную вчера г-ном Шароновым. Однако на следующий день "Росимущества" официально опровергло заявление данного источника. «Поступивший в "Росимущества" отчет об оценке акций ОАО "НК "Роснефть", подготовленный инвестбанком Morgan Stanley в соответствии с договором об осуществлении оценки, полностью отвечает требованиям российского законодательства об оценочной деятельности и международных стандартов оценки. Также представленный отчет в полном объеме соответствует техзаданию на оценку, которое было выставлено инвестбанку Morgan Stanley "Росимущества", -- отмечалось в пресс-релизе ведомства. В Morgan Stanley также утверждают, что полностью и в срок выполнили свою работу, отказываясь комментировать противоречивые заявления чиновников.
Очевидно, что высказывания свидетельствуют либо о наличии давления на оценщика, либо о желании ряда заинтересованных лиц оттянуть реализацию новой схемы увеличения госпакета акций в «Газпроме» до контрольного. Заместитель министра промышленности и энергетики Иван Матеров вчера первым из высокопоставленных чиновников усомнился в возможности завершения сделки до 24 июня, когда состоится собрание акционеров «Газпрома». «Могут и не завершить первый этап, -- цитирует его Интерфакс, -- после каждого очередного шага возникает очень много вопросов». Г-н Матеров также отметил, что «обе организации ("Газпром" и "Роснефть". - Ред.) достаточно сильно бюрократизированы, что несколько осложняет этот процесс».
Прошлой осенью, когда менеджмент «Газпрома» настойчиво обещал завершить поглощение «Роснефти» до конца минувшего года, именно г-н Матеров заявил, что уложиться в этот срок не удастся. Буквально на следующий день с критикой в адрес чиновника обрушился председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, который заявил, что данный вопрос не входит в компетенцию г-на Матерова. Сейчас «Газпром» предпочитает не делать заявлений относительно готовящейся сделки, поэтому, скорее всего, очередные сомнения заместителя Виктора Христенко останутся без комментариев.
Впрочем, оценка «Роснефти» имеет довольно опосредованное отношение к этой сделке. Ключевым моментом является согласование оценки 10,7% акций «Газпрома», которые госкомпания «Роснефтегаз» будет выкупать у «дочек» концерна. Результаты оценки «Газпрома» г-н Шаронов вчера назвать отказался под весьма неубедительным предлогом, заявив, что они неокончательные (такой же «неокончательной оценкой» «Роснефти» он почему-то с легкостью поделился).
Правительственный источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что именно вокруг согласования оценки «Газпрома» сейчас развернулась настоящая баталия. По заказу «Газпрома» его акции оценивал другой инвестиционный банк -- Dresdner Kleinwort Wasserstein. Он давно завершил свою работу. Чиновники и менеджеры «Газпрома» сейчас пытаются выйти на согласованную цену 10,7%, которую можно будет вынести на одобрение «вышестоящей инстанции». Оценка «Роснефти» в данной ситуации имеет значение только с точки зрения последующей продажи «Роснефтегазом» неконтрольной доли в нефтяной компании для возврата средств, которые предполагается привлечь для оплаты акций «Газпрома». Хотя не исключено, что к тому времени «Роснефть» увеличит свои активы за счет все того же ЮКОСа, а также реструктуризации налоговых долгов «Юганскнефтегаза». В этом случае оценку опять придется актуализировать, что делает сегодняшние пререкания с Morgan Stanley совершенно не обоснованными.
Алексей ГРИВАЧ