|
|
N°86, 19 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потолок пробит
Виктор Ющенко отменил госрегулирование цен на бензин
Президент Украины Виктор Ющенко, месяц наблюдавший за баталиями, которые разворачиваются между российскими нефтяниками и его собственным правительством за цены на нефтепродукты, наконец вмешался в конфликт. Сегодня он встретится с президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым, а также исполнительным директором ТНК-ВР Германом Ханом (вчера в англо-российском холдинге не исключали, что к ним может присоединиться и глава ТНК-ВР Роберт Дадли). Эти российские компании контролируют более 60% украинского рынка нефтепродуктов и, как заявляют их представители, сильно пострадали от введения правительством Юлии Тимошенко максимального уровня цен.
Вчера же г-н Ющенко заявил об отмене госрегулирования. Более того, в последние дни президент Украины, который ранее никак не комментировал действия своих подчиненных, регулярно обрушивается с критикой на правительство, утверждая, что действия кабинета были ошибочными. Однако это не помешало г-же Тимошенко заявить вчера, что отставка ее первого заместителя Анатолия Кинаха, который также критиковал введение госрегулирования цен на бензин, -- вопрос времени.
Г-н Кинах, похоже, был единственным в правительстве Украины, кто осмелился критиковать действия г-жи Тимошенко. Он заявлял в интервью, что государство не имеет права говорить о незаконной приватизации предприятий нефтяной сферы, если на то нет соответствующих судебных решений. А применительно к ограничению цен на бензин он говорил, что "те методы, которые задействованы, к сожалению, как раз другого результата и не могут дать, а результат очень тревожный -- это дефицит и снижение качества нефтепродуктов". Вчера, открывая заседание правительства, г-жа Тимошенко сделала г-ну Кинаху выговор. "Хочу поблагодарить Анатолия Кирилловича за комментарии на нефтяную тему -- о том, что правительство было определено виновным в этих проблемах. Я понимаю, что мы берем на себя всю ответственность, но вы тоже прекрасно понимаете политическую ситуацию, и понимаете, откуда и как это взялось", -- сказала премьер.
Несмотря на свои либеральные заявления, г-н Ющенко все же отметил, что одной из причин возникшего в начале этой недели бензинового кризиса стала монополизация рынка, допущенная в предыдущие годы «как с точки зрения поставки сырой нефти, так и переработки и поставки на рынки нефтепродуктов». Чем обернутся такие заявления для нефтяников, станет известно сегодня. При этом вопрос о деприватизации украинских предприятий по-прежнему открыт. Кроме того, как передает ИТАР-ТАСС, вчера министрам раздали проект закона о дооценке приватизированных с нарушениями предприятий. В ближайшие дни премьер намерена представить его президенту. И если при продаже не проводился приватизационный конкурс, не выполняются инвестиционные и другие обязательства, то, по словам г-жи Тимошенко, собственник проданного с «нарушениями» предприятия должен будет доплатить за него.
Вчера же Юлия Тимошенко сообщила, что Служба безопасности Украины (СБУ) проводит расследование причин и обстоятельств сложившегося на рынке кризиса. «Думаю, СБУ в ближайшие несколько недель скажет свое слово о том, как был устроен кризис. У нас есть уникальная информация о том, как это все организовывалось», -- сказала она.
«Сегодня на Украину плывет, едет и летит бензин практически со всех точек мира», -- заявила вчера на заседании правительства г-жа Тимошенко. Чтобы привлечь торговцев, Украина отменила пошлину на ввоз нефтепродуктов, которая, как ранее заявляли местные чиновники, была введена под давлением российских нефтяников. При этом г-жа Тимошенко поручила Государственной таможенной службе, а также министру финансов Виктору Пинзенику, который координирует работу таможни, обеспечить растаможивание импортируемых нефтепродуктов в течение не более одного часа.
Кроме того, республика снизила акциз на нефтепродукты, хотя и надеется, что эта мера будет временной. Если ранее его ставка на высокооктановые бензины составляла 20% от оборота с цены реализации (без НДС), но не менее 60 евро за тонну, то теперь она не будет превышать 60 евро. Аналогично акциз на дизельное топливо, который рассчитывался в размере 10% от оборота, но не менее 30 евро за тонну, сейчас установлен на уровне 30 евро.
В результате, как заявляют в правительстве, в ближайшее время на Украину будет ввезено более 200 тыс. тонн нефтепродуктов: по 30 тыс. тонн бензина А-92 будет импортировано из Белоруссии и Литвы, также заключены контракты на поставку 100 тыс. тонн топлива из Сербии и 50 тыс. тонн -- из Хорватии.
Пока же, как заявляет антимонопольный комитет (АМК) Украины, совокупная доля на рынке бензинов Лисичанского, Кременчугского и Одесского НПЗ, подконтрольных российским нефтяным корпорациям, оценивается в 66%, на рынке дизельного топлива -- в 51%. И это дает основания Киеву говорить о наличии признаков монопольного положения этих структур на рынке. Всего в республике функционируют шесть НПЗ общей мощностью 51,11 млн тонн. Производственные мощности Лисичанского и Кременчугского НПЗ составляют 18,62 млн тонн и 15,98 млн тонн (т.е. приблизительно 70% совокупных мощностей всех НПЗ). Поэтому, подчеркивают в АМК, независимо от того, в чей собственности они находятся, эти НПЗ будут иметь значительное влияние на рынок нефтепродуктов. Кстати, как известно, в отношении ЛУКОЙЛа и ТНК-ВР уже возбуждено два дела по признакам нарушения законодательства о конкуренции.
Г-н Ющенко вчера заявил, что избавиться от зависимости от российских нефтяников можно, лишь решив вопрос диверсификации рынка нефти, и «выйти как минимум на три-четыре источника, в частности Россию, Казахстан, Кавказ и Ливию», а также создать национальный резерв нефтепродуктов в объеме 10% годового потребления.
Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк уже заявил вчера в Баку, что его страна готова принять 40 млн тонн азербайджанской нефти. Правда, конкретных документов во время его визита не подписывалось. «Мы достигли договоренности по целому ряду конкретных предложений, которые не требуют документального оформления, и они в ближайшее время будут реализованы», -- отметил он. А по словам министра транспорта и связи Украины Евгения Червоненко, мощности портов страны позволяют ежемесячно принимать около 2 млн тонн нефти и нефтепродуктов. «Этого достаточно», -- сказал он Интерфаксу.
Еще один рычаг давления на сложившуюся ситуацию -- создание вертикально интегрированной нефтекомпании, которую будет контролировать правительство. По словам председателя правления «Нафтогаза Украины» Алексея Ивченко, это «позволит государству быть влиятельным и адекватным игроком на рынке нефтепродуктов», поскольку в его распоряжении будет находиться порядка 40--50% рынка и это «раз и навсегда решит проблему резких ценовых колебаний».
Впрочем, пока это не более чем грандиозные проекты украинских властей. Так что гарантий того, что осенью, когда наступает очередной пик потребления горюче-смазочных материалов, они снова не введут практику регулируемых цен, пока нет.
Денис РЕБРОВ, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев