Время новостей
     N°88, 23 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2005
Большие маневры
Мариинка танцует в Москве
Для обменных гастролей (в июле Большой повезет в Петербург "Ромео и Джульетту" в версии Раду Поклитару -- Деклана Доннеллана) стратеги Мариинки выбрали семь балетов -- один огромный и шесть маленьких. Они уложатся в три вечера: сегодня прогремит "Баядерка", завтра программа "Свадебка" -- Reverence -- "Этюды", послезавтра -- баланчинские "Драгоценности". Каждый из них -- знамя полка, знающего свой маневр.

Направление главного удара -- "Баядерка", реконструкция спектакля Мариуса Петипа. Вообще-то "Баядерка" была поставлена на четверть века раньше, но архивные записи, найденные хореографом-реставратором Сергеем Вихаревым, относятся к возобновлению (1900) -- эта дата и стоит в программке. "Баядерка", рассказывающая о любви индийской храмовой танцовщицы к великому воину, его предательстве, ее смерти и превращении в призрак, в ХХ веке сильно менялась. По ней прошли и увлечения драмбалетом, и обратная волна, рвущаяся к симфонизму, когда заплясали все персонажи, даже те, что в оригинале не спеша ходили по сцене. Исчез четвертый акт -- в оригинале изменнику возлюбленная являлась в опиумном сне, затем она же привидением влетала на его бракосочетание, храм рушился, погребая свадьбу. А в ХХ веке в некоторых версиях действие заканчивалось сном, в других же был сочинен куцый кусочек внезапной смерти проснувшегося героя. Теперь нам покажут нам целый акт того, что было, с отличными детскими танцами и призраком, шныряющим вокруг собравшейся жениться парочки. Хотя стопроцентно исторически точным этот спектакль назвать нельзя, зрелище будет любопытным.

Фланговые удары -- "Свадебка" Брониславы Нижинской, часть дягилевского проекта. Брат и сестра Нижинские, классические танцовщики, заложившие основы отчаянного contemporary dance, -- редкие у нас гости. Reverence Дэвида Доусона -- предпоследняя премьера Мариинки, ее опыты в хореографии XXI века (переживание форсайтовской деконструкции и попытка возвращения к баланчинской ясности как к утраченному раю). И "Этюды" датского классика ХХ века Харальда Ландера, в которых балетный экзерсис положен на музыку "Этюдов" Черни, тех, что вымолачивает из фортепиано каждый ученик музыкальной школы. Ландеровский спектакль, воспевающий балетный класс, -- зрелище уникальное: он просто, как хороший учитель в музыкалке, объясняет, почему дети начинают проситься в хореографическое училище, а взрослые -- тратить деньги на билеты в театр.

В арьергарде -- "Бриллианты". Отвоевав на передовой, части временно уходят в тыл. Мариинка второй десяток лет осваивает Баланчина, он тут как родной. В Москву зарисовку трех национальных балетных школ (Франция--Америка--Россия) привозили уже дважды. Гарантирован успех -- в "Бриллиантах" главную роль исполнит Ульяна Лопаткина. И здесь, возможно, все стратегемы будут поколеблены. Самые концептуальные спектакли зависят от артистов -- они вольны их поднять или припорошить пылью. Диана Вишнева в гастролях участия не принимает, у нее сезон в American Ballet Theatre, "Баядерка" досталась крепкой профессионалке Софье Гумеровой, а "Этюды" -- трепетно восходящей юной звездочке Алине Сомовой (второй сезон: пророчат большое будущее и сплевывают через плечо). Есть шанс, что, рассматривая трофеи, театр обнаружит: большую их часть завоевал арьергард. Под белоснежным и грозным командованием Лопаткиной.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец