|
|
N°80, 12 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Яблочный джаз
Beatlejazz. With A Little Help From Our Friends (VideoArts Music)
Пианист Дейв Кикоски и барабанщик Брайан Мелвин записывают уже третий альбом с джазовыми версиями битловских песен. Причем новый диск сделан с явным расчетом на больший коммерческий успех, чем два предыдущих с характерными названиями Bite Of The Apple («Кусок яблока») и Another Bite Of The Apple («Другой кусок яблока»). Радует, что проект Beatlejazz «покатил», растет и развивается. Это происходит не столько из-за притягательности и популярности битловских мелодий -- ну кто их не переигрывал?! За прошедшие десятилетия джазмены всех поколений и жанров прочесали битловский репертуар вдоль и поперек, разве что задом наперед эти песни не играли (хотя даже за это поручиться трудно). Причина отчасти в том, что отличного пианиста Дейва Кикоски не так-то легко достать на CD, часть его сольных записей выходила в Японии на лейбле DIW, чья продукция в Москве стоит рублей 700--800 за одно изделие. Собственно говоря, чем Beatlejazz так уж интересен -- трудно объяснить. Зато очень легко почувствовать. Все три альбома проекта -- эдакий междусобойчик, где профессионалы высокого класса соревнуются друг с другом в свое удовольствие. Только With A Little Help From Our Friends -- более рыночный, коммерчески привлекательный товар, поскольку в записи приняли участие именитые гости, корифеи джаз-рока и фьюжн. Не поленимся перечислить: Джон Скофилд (Piggies и I Will), Майкл Брекер (Working Class Hero), Ренди Брекер (Imagine) и Майк Стерн (A Hard Day's Night и And I Love Her). На басу сыграли попеременно Борис Козлов (постоянный соратник Кикоски) и участник трио Бреда Мелдау Ларри Гренадье. Достаточно разнообразные и забавные аранжировки. Хотя та же Imagine получилась несколько прямолинейной и лаунжевой, зато остроумное фортепианное воплощение получила ленноновская Working Class Hero, а, допустим, Lovely Rita и вовсе превратилась в задорный регтайм. Да, и еще: «яблочное» оформление очень радует.
Альбом пианистки Мерилин Криспелл с прославленным барабанщиком Полом Мотяном, которого американцы называют «моушн» -- по созвучию с английским «движение». Вообще-то движение тут не особенно оживленное, поскольку жанр такой, умеренно экспериментальный и камерный. Музыка с незавершенными фразами, ускользающими мелодиями и амбивалентным настроением. То есть достаточно типичный для лейбла ECM релиз, который, соответственно, придется по душе ECM-фанам.
Пару лет назад культовый джазовый лейбл Verve пригласил целую тусовку разнокалиберных диджеев, дабы они немного освежили подзалежавшуюся в архивах классику джаза. Они и освежили... Строго говоря, и до Verve такими вещами занимались и лейблы, и музыканты, и диджеи. Но, кажется, именно у Verve проект стал настоящим событием рынка CD, столь успешным, что потребовалось продолжение. Чего хорошего было в первых сборниках Verve Remixed я, честно говоря, не понимаю. Голоса Нины Симон и Билли Холидей, наложенные на вялый бит... Но третья часть несколько другая. Здесь приглашенные электронщики (среди которых культовый человек Карл Крэг и Album Leaf) почувствовали полную свободу и, игнорируя исходную форму композиций, а также их гармонии и мелодии, слепили очень приятный электронный альбом, без всякого намека на джаз и без особенного пиетета к прошлому. Что сыграло только на руку всему проекту. Особенно удались переделки Билли Холидей (песня Курта Вайля Speak Low, за вертушками -- Bent), Ширли Хорн (Come DanceWith Me и люди из группы Groove Armada). Не обошлось без творения новых любимцев лейбла, китч-группы (кстати, на удивление приличной) под названием Brazilian Girls. Они приложили руку к Blossom Dearie. Вполне симпатичная аудио-продукция для любой аудитории. Что-то среднее между коммерческим трип-хопом и лаунжем. Ну а джаз... Какой такой джаз?
Александр БЕЛЯЕВ