|
|
N°75, 29 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отталкиваясь от функций
Глава ВЭБа надеется, что закон о правовом статусе банка попадет в парламент до конца года
Нынешний год должен стать ключевым в судьбе Внешэкономбанка, считает его председатель Владимир Дмитриев. Стратегия развития банковского сектора предусматривает, что до конца года статус ВЭБа будет приведен в соответствие с действующим законодательством. «Нужно изменить или принять законодательство, которое бы легализовало деятельность ВЭБа в рамках действующего правового поля», -- подчеркнул вчера г-н Дмитриев на пресс-конференции, посвященной итогам работы банка в 2004 году.
Законопроект, определяющий статус ВЭБа, уже разработан в банке, и находится на изучении в заинтересованных министерствах и ведомствах. Владимир Дмитриев надеется, что сложные согласования все-таки позволят внести закон в парламент в этом году. Глава банка пока очень осторожно высказывается о том, каким будет законопроект и, соответственно, статус ВЭБа, в окончательном виде. «Мы основываемся на том, что Внешэкономбанк должен остаться крупным финансовым институтом», -- сказал г-н Дмитриев. Подготовленный законопроект, по его словам описывает функции, которые следовало бы закрепить за ВЭБом. С этой точки зрения, считает глава банка, «вряд ли будут различные толкования». А вот какую организационно-правовую форму придать самому институту - предстоит решать правительству.
В то же время, корректировка деятельности ВЭБа уже фактически произошла. Банк отказался от возможностей универсализации своего бизнеса, выхода на рынок розничных операций, ипотеки, работы с мелкими и средними предприятиями. Однако очевидно, что ВЭБу суждено остаться уникальным учреждением: за 80-летнюю историю он, по выражению г-на Дмитриева, «впитал» в себя функции и долгового агентства, и банка развития, и оператора централизованных внешнеэкономических операций. Таким образом, функционально он весьма похож на принадлежащий правительству Германии банк развития Kreditanstalt fuer Wiederaufbau (KfW), чья деятельность регулируется отдельным законом, не предусматривающим наличия банковской лицензии.
Между тем, одно этапное событие для ВЭБа в этом году уже произошло. Правительство наконец предприняло все необходимые меры для того, чтобы заработала принятая еще в 2003 году концепция поддержки несырьевого экспорта (в частности, федеральный бюджет предусматривает гарантии в 600 млн долл на поддержку экспорта и 100 млн долл на субсидирование процентных ставок). По словам Владимира Дмитриева, в рамках поддержки Внешэкономбанком промышленного экспорта в 2005 году на Кубу будут поставлены два самолета Ил-96. Под эту операцию ВЭБ использовал государственную гарантию в размере 90 млн долл. Банкир добавил, что в разработке находятся проекты по поддержке промышленного экспорта, «связанные со странами Ближнего и Среднего Востока, американского континента и Юго-Восточной Азии».
В деятельности ВЭБа появился и новый акцент, о чем свидетельствует подписанное на днях соглашение о стратегическом сотрудничестве с администрацией Красноярского края. По словам Владимира Дмитриева, банк намерен содействовать «подъему экономического потенциала регионов через инфраструктурные проекты». Речь идет о развитии дорог, телекоммуникаций, портовой и аэропортовой инфраструктуры. Ряд проектов в этих отраслях ВЭБ рассматривает в Санкт-Петербурге и других регионах Северо-Запада.
Финансовые результаты управления пенсионными накоплениями «молчунов» в ВЭБе не называют в ожидании утверждения властями стандартов раскрытия информации по этому вопросу. Владимир Дмитриев лишь подчеркнул, что те немногие инструменты, в которые ВЭБу как государственной управляющей компании разрешено инвестировать пенсионные накопления, несомненно, принесли доход по итогам 2004 года. Однако даже самые логичные решения, которые бы позволили увеличить эффективность управления этими средствами, государство принимает с большим скрипом. Несколько месяцев представители ВЭБа потратили на то, чтобы убедить чиновников в необходимости разрешить операции с российскими еврооблигациями не только на биржах (где обороты этих бумаг крайне малы), но и на европейском внебиржевом рынке. Теперь речь идет о том, чтобы расширить инвестиционную декларацию для ВЭБа. Сейчас ему разрешено вкладывать средства пенсионные накопления в государственные рублевые облигации, российские евробонды и ипотечные облигации, выпущенные под госгарантии (последних пока не существует). Как сообщил директор департамента по доверительному управлению ВЭБа Александр Попов, теперь банк предлагает разрешить ему вкладывать пенсионные накопления в субфедеральные облигации и корпоративные облигации высшего уровня.
Чистая прибыль Внешэкономбанка по итогам 2004 года составила 3,54 млрд рублей против 2,9 млрд рублей по итогам 2003 года. Выросли и налоговые платежи, составив 807,4 млн рублей по сравнению с 783 млн рублей в 2003 году.
Андрей ДЕНИСОВ