|
|
N°73, 27 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнес-инкубатор
В правительстве предполагают довести долю малого бизнеса в ВВП до 20% к 2008 году
Проблема диверсификации, трансформации «экономики трубы» в «экономику знаний» стоит перед Россией не первый год. Однако все известные рецепты борьбы с доминированием сырьевого сектора, среди которых развитие перерабатывающих отраслей, высокотехнологичных сфер, поддержка малого бизнеса, Россию к излечению от нефтяной зависимости пока не привели. Вчера эксперты пытались найти ответы на вопросы, как от слов о необходимости диверсификации экономики перейти к делу, каким образом превратить Россию в производителя интеллектуального продукта.
Участники конференции, организованной Ассоциацией менеджеров, ссылаясь на опыт Индии, Китая и Ирландии, призывали снижать налоги, защищать интеллектуальную собственность, оградить инновационный сектор от вмешательства извне. Как сказал замдиректора Экспертного института РСПП Леонид Григорьев, «Ирландия и Индия сумели изолировать инновационный сектор от бандитов и государства и получили то, что хотели». Впрочем, правительство готово использовать и нетрадиционные способы. Директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов рассказал, что министерство активно общается с американской ассоциацией эмигрантов из России, многие из которых преуспели как раз в сфере высоких технологий. «Отрасль в целом должна повторить их индивидуальный успех», -- убежден чиновник.
Вчера же правительство сделало важный шаг на пути развития несырьевых отраслей. Премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о программе поддержки малого предпринимательства на 2005--2008 годы. В этом году федеральный бюджет выделил на эти цели полтора миллиарда рублей, и у кабинета министров самые радужные намерения. Как заверил журналистов замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, «сумма невелика, но вполне достаточна для того, чтобы апробировать первые формы поддержки и в дальнейшем обеспечить малому бизнесу наряду с государственными средствами частные и региональные инвестиции». Кстати, малые предприятия, задействованные в сфере добычи и реализации полезных ископаемых, государственную поддержку не получат.
Благодаря заботе правительства, полагают в МЭРТ, доля малого бизнеса в ВВП страны к 2008 году возрастет с нынешних примерно 13,5% до 20%. Кроме того, возможно, само понятие малого бизнеса изменится. Минэкономразвития считает возможным введение европейских критериев, где малым считается предприятие, на котором работает до 250 человек. В сегодняшней России этот показатель в пять раз меньше.
Выделяемые правительством средства пойдут в основном на развитие бизнес-инкубаторов (специальных помещений с льготными ставками аренды, в которых за государственный счет оказываются услуги юриста и бухгалтера) для малых предприятий, а также на поддержку их экспорта.
Именно экспорт должен способствовать и развитию инновационного сектора. По словам Олега Бяхова, глобальный рынок высоких технологий составляет порядка триллиона долларов, российский же в лучшем случае равен одному проценту от этой цифры. Поэтому, по его убеждению, ориентироваться надо в первую очередь на экспорт товаров и услуг. Тем более те же Индия и Ирландия, чей успех мечтает повторить российская IT-индустрия, выиграли именно на том, что стали своего рода компьютерными отделами Америки и Европы. Но тут, как отметил директор технопарка «Курчатовский» Борис Стависский, «мало знать себе цену, надо еще пользоваться спросом».
Вера СИТНИНА