|
|
N°72, 26 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Японская труба
Токио не даст денег на нефтепровод для Китая
В отношениях России и Японии наметился сдвиг к лучшему - контакты высокопоставленных чиновников с обеих сторон стали более интенсивными. 31 мая Страну восходящего солнца намерен посетить министр иностранных дел России Сергей Лавров. Приезд в Москву на празднование дня Победы премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми также "придаст импульс дальнейшему развитию отношений с Россией", считает посол Японии в России Иссэй Номура.
В конце прошлой недели в Токио побывал глава Минпромэнерго России Виктора Христенко, сопредседатель двусторонней межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическим вопросам, чей визит ранее неоднократно откладывался. В последние два года торговый оборот между Россией и Японией увеличился, достигнув 9 млрд долл. в год. По данным японской стороны, в конце 2003 года общая сумма прямых японских капиталовложений в российскую экономику составляла 1,35 млрд долларов.
Тем не менее, в экономике у Японии и России масса нерешенных проблем. Так, еще несколько миллиардов долларов инвестиций обещал России проект строительства гигантского нефтепровода из Сибири в направлении Китая и Японии. Токио заявил, что готов инвестировать необходимые средства, однако призвал Москву как можно быстрее принять решение, куда пойдет труба: на Китай или на Японию?
Россия считает приоритетным китайское направление -- ведь на первом этапе строительства труба дойдет лишь до Сковородино, расположенного недалеко от границы с КНР. Лишь впоследствии нефтепровод дотянут поближе к Японии, до бухты Перевозная на берегу Тихого океана. Во время переговоров в Токио российский министр подтвердил эту позицию на официальном уровне и получил удивительно прямолинейное для японских политиков заявление. «Если Россия будет отдавать приоритет китайскому направлению, то Япония не сможет инвестировать средства в строительство нефтепровода из Сибири», -- сообщил г-ну Христенко министр экономики и торговли Японии Сиоити Накагава.
Это дало основание газете «Майнити» говорить о «сгущении туч над проектом строительства нефтепровода в направлении Японии». По мнению японской стороны, тучи на горизонте двустороннего экономического сотрудничества сгустились также после мер, принятых российской налоговой службой в отношении российского предприятия крупной японской табачной корпорации «Джапан табако» и первого российско-японского СП «Игирма тайрику». В Токио надеялись, что Виктор Христенко постарается успокоить инвесторов. Однако министр заметил, что правительствам двух стран не следует вмешиваться в подобные конфликтные ситуации.
«Нам непонятно, как в этих условиях можно говорить о новых крупных проектах в России с участием японского капитала, в частности о перспективах строительства сборочных предприятий крупных автомобильных корпораций», -- сказал "Времени новостей" на условиях анонимности сотрудник японского экономического ведомства, ответственный за работу на российском направлении. Собеседник "ВН" подчеркнул, что «действия в отношении «Джапан табако», которые воспринимаются в Токио как неоправданные, создают негативное представление о России в глазах японских крупных частных инвесторов».
Меморандум, принятый по итогам МПК, оставляет открытыми практически все вопросы повестки дня форума, в том числе и те, которые имели приоритетное значение для российской стороны. Сопредседатель МПК министр иностранных дел Японии Нобутака Матимура поддержал вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2005 году лишь на словах. В итоговом документе встречи этот вопрос предложено решить лидерам двух стран во время ожидающегося в этом году официального визита в Японию президента России Владимира Путина.
Вячеслав БАНТИН, Токио