|
|
N°68, 20 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Беспокойный пассажир
Дачники могут вновь обострить реформу льгот
В начале года правительству, в том числе с помощью многомиллиардных финансовых вливаний, удалось снять напряжение, возникшее в обществе в результате ошибок при проведении реформы социальных льгот. Ушли с улиц пенсионеры, протестовавшие против отмены бесплатного проезда в городском транспорте, налажено лекарственное обеспечение льготников. Однако вскоре кабинет министров может ожидать новая головная боль. В пригородные электрички сядут миллионы льготников-дачников, и в правительстве опасаются, что конфликты возникнут вновь. О том, как их не допустить, говорили вчера участники селекторного совещания, которое провел в Доме правительства вице-премьер Александр Жуков. «В преддверии дачного сезона вопрос проезда льготников на электричках может стать острым», -- предупредил он, открывая совещание.
Впрочем, проблем с льготниками, забота о которых возложена на госбюджет (инвалиды, ветераны войны, граждане, пострадавшие от радиации, лица, имеющие звания героев), вроде бы быть не должно. По крайней мере в первом квартале этого года, когда пригородные поезда перевезли 40 млн федеральных льготников, неприятных неожиданностей не случилось. Именно это позволило правительству ставить ОАО «Российские железные дороги» (получившее в качестве компенсации из бюджета 6 млрд руб., в 2006 году эта сумма может увеличиться почти до 11 млрд руб.) в пример. «По федеральным категориям льготников вопросы проезда на пригородных железнодорожных поездах урегулированы. Думаю, на этом направлении у нас проблем не будет», -- уверен г-н Жуков. Однако проблемы могут возникнуть с льготниками, за которых «отвечают» регионы (ветераны труда, труженики тыла, доноры, граждане, пострадавшие во время репрессий). Оказывается, спустя почти четыре месяца после начала реформы соглашения с ОАО «РЖД» заключили только 65 субъектов федерации. «Прошу предпринять все усилия и обеспечить людям поездки на дачные участки по льготным билетам», -- упрашивал Александр Жуков руководителей регионов.
Между тем не все точки над i расставлены и в организации проезда льготников на городском транспорте. В правительстве недовольны, что в некоторых регионах федеральные льготники покупают единые социальные билеты, а региональные -- получают их бесплатно, причем за счет дотаций из федерального бюджета (в первом полугодии регионам выделяется 4,2 млрд руб. дотаций на транспортные услуги). По словам министра транспорта Игоря Левитина, прежняя система натуральных льгот сохранена в 20 регионах. «Практика показала, что это не вполне оправданный способ отложить монетизацию льгот, которая неизбежна», -- предупредил министр.
Впрочем, как признал г-н Левитин, даже с учетом сезонного фактора единым социальным проездным билетом воспользуются не более трети россиян, имеющих на это право. «За последнее время обозначилось явное снижение спроса на перевозки со стороны льготников. По информации за первый квартал, из каждых 100 льготников приобретали социальные проездные билеты 15--16 человек, а остальные предпочли оставить денежные компенсации», -- сказал министр. Подобная статистика грозит транспортникам немалыми проблемами. «Неизбежно придется корректировать в соответствии со спросом и маршрутную сеть, и расписание движения транспорта», -- заявил г-н Левитин. По его мнению, сохранить привычную сеть и расписание, действующие еще с советских времен, будет по карману лишь очень немногим городам.
Михаил ВОРОБЬЕВ