|
|
N°66, 18 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весенняя распутица
Новая роль международных финансовых институтов
Весенние встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка, прошедшие в выходные в Вашингтоне, подтвердили, что обе организации переживают своего рода поворотный момент своей истории. Этот поворот, безусловно, связан со сменой руководства фонда и банка (в прошлом году испанец Родриго Рато сменил немца Хорста Келера во главе МВФ, а с 1 июня президента ВБ Джеймса Вулфенсона сменит Пол Вулфовиц, занимавший до сих пор должность замминистра обороны США), но имеет и более глубокую подоплеку.
Никто не сомневается, что приход г-на Вулфовица в ВБ приведет к изменению стратегии этой организации. Вектор развития ВБ теперь понятен: он будет направлен туда, куда администрации Джорджа Буша не удавалось его повернуть при Вулфенсоне. От решения проблемы бедности в мире экономическими средствами -- к усилению акцента на «правильное управление» в бедных странах на грани вмешательства в их внутренние дела.
Примерно такое же изменение политики США пытаются пролоббировать и в МВФ. Улучшение экономической ситуации в мире в последние годы привело к тому, что количество желающих брать у фонда в долг резко сократилось. По сути, серьезные финансовые исчисления программы на сегодняшний день имеются только у Аргентины, Бразилии и Индонезии.
В прошлом году, с приходом Родриго Рато и в связи с 60-летием создания МВФ и ВБ, было решено провести стратегический обзор деятельности фонда.
Однако пока что получается, что юбилей и приход нового директора-распорядителя еще недостаточные основания для формирования новой стратегии МВФ. Главная и по-настоящему новая идея, которую внес за минувшие полгода Родриго Рато, -- фонд должен работать с «широкими институтами». Этот термин в противовес «узким институтам» -- финансовым, налоговым, банковским надзорным органам -- подразумевает такие межотраслевые факторы, определяющие экономическую ситуацию, как, например, судебная или правоохранительная система. Иными словами, г-н Рато предлагает при сотрудничестве с той или иной страной оценивать уровень коррупции в ней и учитывать этот фактор. Как бы разумно это ни звучало, при ближайшем рассмотрении это означало бы вмешательство во внутренние дела стран. Идея главы МВФ встретила единодушный отпор акционеров.
Впрочем, и акционеры МВФ внесли свой вклад в разработку стратегии, предложив идею, которая тоже выглядит одновременно разумной и нежизнеспособной. В заявлении министров финансов и глав центробанков «семерки», выпущенном в субботу, приветствуется идея нового инструмента фонда -- соглашений о мониторинге политики в странах с низким уровнем доходов, но не нуждающихся в кредитовании со стороны МВФ. Автора этой идеи финансисты «семерки» не указывают, но нетрудно догадаться, что это американская администрация. Формальный смысл у этого предложения есть. Наличие программы сотрудничества с МВФ является непременным условием получения займов Всемирного банка или финансирования других международных донорских организаций. И если страна не нуждается в кредитах МВФ, но рассчитывает на помощь других международных институтов, то в таких случаях и пригодилось бы нефинансовое соглашение с фондом. Но чрезвычайно трудно себе представить, чтобы власти какой бы то ни было страны внимали советам МВФ, если за ними не следует финансовая поддержка.
Две другие темы вашингтонских дискуссий -- списание долгов беднейшим странам (см. стр. 1) и цены на нефть. Свою позицию по нефтяному вопросу МВФ объявил еще неделю назад: мировой экономике предстоит пережить длительный период высоких цен на нефть. Непосредственно в ходе обсуждения глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен выступил с более оптимистичным прогнозом. По его мнению, цены уже сейчас находятся на пике и в дальнейшем будут снижаться.
Вашингтонский график российского министра финансов Алексея Кудрина был весьма напряженным: помимо участия в заседаниях он провел около десятка двусторонних встреч с министрами финансов других стран, включая США, ФРГ, Великобританию и Францию. Одним из главных вопросов на них были, по всей видимости, переговоры о досрочном погашении российского долга перед Парижским клубом.
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон