Время новостей
     N°65, 15 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2005
«Вся география автомобильных стран»
Виктор Христенко рассказал Владимиру Путину, какие машины будут собирать в России
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко вчера познакомил Владимира Путина с деталями программы промышленной сборки иномарок в России. Эта программа, как сообщили «Времени новостей» в Минпромэнерго, вступает в действие сегодня: 15 апреля должно быть подписано постановление, определяющее понятие «промышленная сборка», в соответствии с которым иностранным инвесторам будут предоставляться льготы на импорт автокомпонентов. Результаты этой программы не заставили себя ждать: на следующей неделе японский концерн Toyota, приход которого в нашу страну обсуждается не первый год, подпишет меморандум о намерениях построить в Шушарах (промзона Санкт-Петербурга) сборочный завод. Об этом вчера официально заявила глава департамента по инвестиционной политике Минэкономразвития Светлана Ганеева. Таким образом, октябрьский визит Валентины Матвиенко в Токио оказался ненапрасным.

Виктор Христенко сообщил Владимиру Путину, что пример Toyota -- не единственный: «У нас примерно десять крупных проектов, которые на сегодняшний день имеются. Они охватывают, собственно, всю географию всех автомобильных стран -- это Япония, это Южная Корея, это Северная Америка, это Германия и это все российские автопроизводители, которые идут как инвесторы самостоятельно, привлекая либо лицензии, либо миноритарных, недоминирующих партнеров с внешней стороны. Эти десять проектов позволят, перейдя к режиму промышленной сборки, увеличить объем производства автомобилей на российской земле в разы. То есть мы предполагаем, что введение этого режима позволит в 2010 году от 180 тысяч, ожидаемых в этом году, перейти примерно к объему 800--900 тысяч автомобилей, произведенных на заводах в России».

По словам г-на Христенко, порядок промсборки будет предусматривать «постоянное увеличение объемов производства в России комплектующих для автомобилей». На первом этапе продолжительностью в полтора года, по словам министра, автопроизводители должны будут организовать сборочные конвейеры по окраске, сварке и сборке автомобилей. При этом мощность таких конвейеров должна составлять не менее 25 тысяч машин в год. Министр также подчеркнул, что для тех производителей, которые начнут строить свои производства в России с «чистого листа», а не в составе уже действующих предприятий, срок организации конвейерной сборки будет увеличен. На втором этапе, по словам г-на Христенко, должно начаться производство автокомплектующих. Через 42 месяца это производство должно составить 10% деталей выпускаемых автомобилей, через 60 месяцев -- увеличиться еще на 10% и через 72 месяца -- еще на 10%. Такая схема производства будет применена не только к сборке иномарок, но и к изготовлению крупных узлов для автомобилей, в частности двигателей. А как заявили Интерфаксу в одном из профильных министерств, соглашения для применения режима промсборки, как планируется, будут заключаться сроком на семь лет, причем этим соглашением смогут воспользоваться как зарубежные, так и российские инвесторы.

Глава Минпромэнерго заверил президента, что разработанный правительством такой порядок промсборки «позволит сохранить долю российских производителей автомобилей на рынке в объеме примерно 1 млн штук и одновременно увеличить производство иномарок на российских предприятиях также до 1 млн штук», а также «удержать прямой ввоз автомобилей в РФ на приемлемом уровне, ограничив его в основном дорогими автомобилями».

Между тем Toyota уже на следующей неделе подпишет с администрацией Петербурга меморандум о строительстве своего завода. По словам источника в МЭРТ, в конце месяца японцы обещают провести презентацию проекта. Впрочем, в Toyota Motor Europe подтверждать эту информацию не торопятся: «Toyota думает над расширением своих производственных мощностей в Европе и действительно изучает Россию как возможное место для этого. Но на данной стадии соответствующее решение еще не принято», -- заявили вчера Интерфаксу в концерне. Однако отрицать намерение построить завод в Петербурге представитель концерна не стал. Информация о том, что Toyota построит завод в России, появлялась в японских и российских СМИ с завидной регулярностью в последние два года. Местная газета Keizai Shimbun в августе прошлого года даже озвучила параметры проекта: сборочное производство мощностью до 15 тысяч автомобилей Corolla и Camry в год к 2008 году с объемом капзатрат в 100 млн долл.

Вслед за Toyota, скорее всего, намерения организовать промсборку в России поступят от немецких концернов Volkswagen и DaimlerChrysler, представители которых уже вели переговоры на эту тему с российскими властями. Более того, на днях полпред президента Илья Клебанов заявил, что DaimlerChrysler будет собирать автомобили именно в Северо-Западном округе.

Постановление «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», согласно которому импортные пошлины на ряд деталей будут либо отменены, либо снижена с 12--15 до 3--5% премьер подписал 29 марта. Однако вступить в силу льготы должны были с 15 апреля. До этого срока г-н Фрадков поручил профильным ведомствам утвердить порядок, определяющий понятие «промсборка». Считается, что инициатором предоставления льгот стала компания «Северсталь-авто» -- в конце года она собирается начать в России сборку внедорожника Rexton по лицензии южнокорейской Ssang Yong Motors. Остальные отечественные производители выступали против снижения пошлин, считая, что оно принесет прибыль только отдельным компаниям и превратит национальный автопром в «отверточную» сборку иномарок. В МЭРТ напротив уверяли, что только масштабное вложение западного капитала способно реанимировать отечественный автопром.

Яна ГОДОВАНАЯ