Неожиданное и скандальное продолжение получило нашумевшее расследование
убийства и.о. гендиректора оборонного холдинга «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Игоря Климова, расстрелянного в июне 2003 года в Москве. Вчера стало известно, что подозреваемым в этом преступлении переквалифицировали обвинение на банальный бандитизм. Если следствие и дальше будет так развиваться, то заказчиков убийства Климова установить будет крайне сложно.
Выйти на след банды помог случай. В конце 2003 года в Санкт-Петербурге за хранение наркотиков был задержан житель села Лычково Новгородской области Геннадий Капустин. На допросах он неожиданно заявил, что входил в группу, которая совершила множество громких преступлений, и назвал своих сообщников -- жителей того же Лычкова Сергея Мурашко и Евгения Манькова, члена одной из казанских группировок Ирека Набиуллина, мелкого бизнесмена Александра Никитина, бывшего уголовника Александра Бурукина и старшего оперуполномоченного ГУВД Санкт-Петербурга Владимира Степанова.
Мурашко родился в Молдавии, где в свое время был арестован за нападение на банк. Освободившись, он перебрался в Лычково и работал тренером в детской секции по боксу. «В свое время он принимал участие в приднестровском конфликте и очень хорошо умеет обращаться с оружием, -- отмечает один из оперативников. -- Потом он познакомился с Маньковым, который в свое время вместе с женой получил сроки за транспортировку крупной партии наркотиков. Еще к ним присоединился 37-летний Александр Бурукин. Он был судим за изнасилование, а в 1999 году вернулся жить в поселок Ямник Новгородской области. А также к ним примкнул казанский авторитет Нибиуллин». Вначале они пытались заниматься торговлей лесом, но более влиятельные конкуренты тут же вытеснили «чужаков» из этого прибыльного вида коммерции. Тогда банда занялась нападением на водителей, проезжавших по трассе Москва--Санкт-Петербург. «Сколько у них было жертв, мы только еще выясняем, -- отмечают сыщики. -- Там попадались и дальнобойщики, и просто водители легковых машин. Такими нападениями они промышляли несколько лет, а потом их приметила одна из группировок Санкт-Петербурга. Кто начал давать Мурашко и сообщникам заказы на крупных бизнесменов, мы еще выясняем».
По словам нашего собеседника, банда бралась за любую работу. «Как-то им поручили в Санкт-Петербурге запугать одного крупного бизнесмена, -- рассказали оперативники. -- Причем клиент хотел, чтобы бизнесмена не убили, а просто прострелили ему ягодицу. Мурашко с товарищами выполнили заказ. После этого коммерсант уехал в Казахстан, где находится до сих пор. Мы с ним уже пообщались. Он опасается приезжать в Россию, поскольку считает, что до сих пор на него идет охота».
Как считают следователи, задержанные выполняли и другие поручения. В частности, их подозревают в убийстве двух деловых партнеров Климова -- главы фирмы «Русма» Рубена Нариманова и гендиректора ЗАО «Завод имени Шаумяна» Михаила Иванова. Милиционеры считают, что эти преступления могут быть связаны с бизнесом Игоря Климова, не имеющим отношения к «Концерну ПВО «Алмаз-Антей».
Еще на заре перестройки г-н Климов вместе с сокурсником по Ленинградскому технологическому институту Константином Братчиковым и преподавателем института Борисом Переверзевым создал на базе Ленинградского инструментального завода ЗАО «Измерон». Переверзев купил технологии по производству инструментов для ремонта газовых и нефтяных скважин и к 1995 году наладил их выпуск. Сначала его продукция не находила покупателей. Потом Переверзев создал отдельную сбытовую фирму «Проммашинструмент», которую возглавила Елена Нищерет -- человек, очень преданный лично Климову. Фирма начала приносить большую прибыль и даже стала игроком на топливном рынке Санкт-Петербурга. Компаньоны стали проявлять интерес и к заводу имени Шаумяна -- крупному производителю ГСМ.
Потом партнеры поругались. В результате Борис Переверзев вынужден был отойти от дел. По официальной версии, 12 сентября 2001 года он вышел из своего дома и выстрелил в себя из охотничьего ружья. Несколько лет спустя убили двух других «людей Климова» -- Рубена Нариманова и Михаила Иванова. В июне 2003 года киллеры расправляются с Игорем Климовым. А в октябре убили и Елену Нищерет.
О том, кто был заказчиком этой череды громких убийств. оперативники говорят пока очень аккуратно: «Есть определенные подозреваемые, но доказательств не хватает». Однако известие о том, что Генпрокуратура переквалифицировала дела в отношении лиц, уже задержанных по подозрению в убийстве Климова и Нищерет, в бандитизм, похоже, обескуражило сыщиков. «Да, они действительно обычные бандиты, готовые выполнить любое преступление, если оно принесет деньги. Но такой подход к делу может привести к тому, что имена заказчиков этих убийств мы никогда не узнаем, -- заявил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" один из оперативников. -- Тем более что Генпрокуратура уже закончила расследование дел по убийству Климова и Нищерет -- про заказчика там вообще не упоминается».