|
|
N°64, 14 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два Баха в одном салоне
В субботу начнется фестиваль «Musica Viva собирает друзей»
Тем, кто не слишком знаком с репертуарной политикой, специфической манерой и партнерами камерного оркестра Musica Viva, название его шестого фестиваля (по традиции проходит во Врубелевском зале Третьяковской галереи) ничего особенного не скажет. Совсем по-другому воспринимались названия фестивалей предшествующих -- «Буря и натиск», «Россия-Европа -- 1900--1917», «Посвящение: ХХ век». Теперь заголовок концертной серии не отсылает ни к определенному репертуарному полю, ни к значимому ассоциативному пространству. Кажется, что концепционность программных названий (по части которой оркестр одного из самых просвещенных и не пафосных музыкантов и культуртрегеров в стране виолончелиста Александра Рудина слывет большим специалистом) вышла из моды. Все собирают друзей. Наверное, такое теперь время.
Между тем у этого оркестра весьма неординарный круг коллег и сообщников. Он сам по-своему является концепцией. Все они прежде всего знатоки нетривиального репертуара, раритетов, жемчужин вечности, однодневок, интересных лишь с точки контекста (но потому как раз особенно ценных), мастера ассоциаций, неожиданных находок и незапрограммированных взглядов на привычные музыкальные тексты. Большинство из них специализируется на старинной и современной музыке. При этом романтическую и классическую они играют в том же аналитически-поэтическом духе, в каком исполняют «окраинный» репертуар.
К тому же организаторы фестиваля помнят и о концепции, выбранной для фестивальных циклов еще в 2000 году. Формулируется она следующим образом: «Ретроспективный взгляд на русское и европейское искусство сквозь призму богатейшей русской культуры».
Действительно, как еще можно осмыслить ни на что не похожий набор сочинений и исполнителей, избегающий какой бы то ни было иерархии или внутреннего сюжета и объединенный только одним -- остротой ретроспективного (исследовательского, заинтригованного) взгляда участников? Разве что призвав на помощь призму.
От лица богатейшей русской культуры на фестивале говорит немногое, зато неординарным тоном и языком. В качестве призмы в программе фестиваля может восприниматься музыка недавнего номинанта на премию «Грэмми» украинского поставангардиста поколения Шнитке Валентина Сильвестрова (он все-таки долгое время был одним из самых интересных советских композиторов) и романтическая Увертюра для оркестра русского князя Николая Голицына. Все остальное -- то, на что через нее глядят. На открытии в субботу в исполнении финского камерного оркестра Avanti и кларнетиста Кари Криикку прозвучит редкая старая и новая музыка Триклира, Круселля, Гайдна (его 49-я симфония -- тоже не частый гость на московских площадках), Сильвестрова и Уско Мерилайнена.
17 апреля изысканную, почти совсем не знакомую музыку Венеции, Дрездена и Парижа (Марэ, Вокрэ, Сент-Коломба) играет ансамбль The Pocket Symphony Назара Кожухаря в компании с Александром Рудиным и Анатолием Гринденко (оба виолончелиста возьмут в руки старинные виолы да гамба).
23 апреля романтические образы (Мендельсона, Рихарда Штрауса, Голицына и Данце) нарисуют оркестр Musica Viva и приглашенные европейские солисты -- Массимо Берцелли (флейта) и Дарко Брлек (кларнет).
Фестиваль закончится 24 апреля двумя «Магнификатами» двух разных Бахов -- отца и сына (Карла Филиппа Эммануила). Кроме прочего в этом концерте интересен великолепный бас Тобиас Шарфенбергер и хоровой ансамбль Barocco Анатолия Гринденко -- это будет мировая премьера коллектива (раньше хор Анатолия Гринденко пел русскую духовную музыку; теперь интересы и возможности его руководителя стали шире, хотя сам он давно известен публике и коллегам как специалист по весьма разным пластам нетрадиционного репертуара).
Таким образом, в программе камерного международного слета музыкальных знатоков нет ни одного «проходного» концерта, каждый вечер выстроен строго и изящно, лапидарно и грациозно. Организаторы обещают уютную атмосферу салона, но можно с уверенностью говорить о том, что это точно не будет салон светский -- исключительно интеллектуально-художественный.
Юлия БЕДЕРОВА