В Китае разрастаются антияпонские протесты. Вчера от трех до пяти тысяч демонстрантов попытались прорваться через полицейский кордон к консульству Японии в южнокитайском городе Гуанчжоу. Еще около десятка тысяч протестующих в городе Шэньчжэнь окружили крупный японский супермаркет. Они призывали к бойкоту японских товаров и швыряли в магазин пластиковые бутылки с водой. Вчера же был отмечен первый случай националистического рукоприкладства: по данным генконсульства Японии в Шанхае, были избиты два японских студента.
Признаком серьезности происходящего стала молодежная антияпонская демонстрация, прошедшая в субботу в Пекине. Она началась в районе Чжунгуаньцунь, где расположены три самых именитых китайских университета (Пекинский, Цинхуа и Народный) и множество компьютерных фирм, на которых трудится молодая интеллектуальная элита. От 10 до 20 тыс. человек собрались под лозунгами «Долой японский империализм!», «Возродить Китай и повысить национальный престиж!», «Позорно торговать японскими товарами!». Около тысячи человек добрались до посольства Японии и забросали его яйцами, бутылками и камнями, по дороге они выместили гнев на нескольких японских ресторанах. По свидетельству японских дипломатов, в посольстве выбили около 20 окон, пострадала и резиденция посла.
Демонстранты возмущались нежеланием Японии искренне покаяться в преступлениях, совершенных против Китая в годы второй мировой войны. Особое негодование вызвало
одобрение во вторник японским правительством учебника «Новая история», обеляющего преступления японской военщины. Впрочем, протесты начались еще до этого события, когда китайские национал-патриоты собрали несколько миллионов подписей с осуждением планов Токио стать постоянным членом Совбеза ООН. В феврале Япония уязвила Пекин обещанием помочь США защищать Тайвань от китайского вторжения -- власти КНР и большинство стран мира считают «мятежный остров» неотъемлемой частью Китая.
Японский посол в Китае Корэсигэ Анами заявил, что одобрение нового учебника нормально, поскольку в его стране «гарантирована свобода слова и публикации». По его мнению, проблемы с образованием существуют как раз в Китае, где «патриотическое обучение могло вызвать антияпонские чувства среди части молодежи». Глава японского МИДа Нобутака Матимура уже дважды выражал протест китайским властям в связи с демонстрациями и требовал обеспечить безопасность граждан Японии, усилить охрану ее дипломатических представительств и компаний. Пресс-секретарь посольства Идэ Кедзи возмущался пассивностью китайских полицейских: «Они не остановили демонстрантов, не арестовали их».
Столь масштабных националистических демонстраций в Пекине не было с 1999 года, когда тысячи молодых людей негодовали по поводу американского обстрела посольства КНР в Белграде, приведшего к гибели трех человек. Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Юрий Галенович заметил «Времени новостей», что в ходе нынешних акций «китайская нация напоминает о своем праве на историческую память, она показывает, что всегда будет остро реагировать на ущемления такого права кем бы то ни было». После упадка влияния официальной коммунистической идеологии китайские власти все чаще прибегают к мобилизации патриотизма для сплочения народа.
Но если главной ценностью для Китая является стабильность, о чем так часто напоминает руководство страны, зачем же устраивать в столице митинги с битьем стекол и киданием твердых предметов? Не исключено, что Пекин хочет показать, сколь сильны националистические настроения среди китайцев. Так можно убедить иностранные державы в том, что эту мощнейшую волну может сдерживать лишь авторитарный режим компартии. Ссылка на общественное недовольство может быть использована и для обоснования неприятия Китаем постоянного членства Японии в СБ ООН. По мнению профессора Галеновича, за протестами угадывается внешнеполитическая линия новых китайских руководителей.
Власти КНР призвали демонстрантов к спокойствию и здравомыслию. Основные китайские государственные интернет-СМИ более не сообщают о протестах ни слова. По сообщениям сянганской газеты "Саут Чайна морнинг пост", отдел пропаганды ЦК КПК издал циркуляр, требующий от редакторов китайских газет использовать лишь официальные сообщения агентства "Синьхуа" и запрещающий посылать собственных корреспондентов на место событий.