Время новостей
     N°60, 08 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2005
В обход пробок и противоречий
Россия подпишет меморандум о строительстве нефтепровода Бургас--Александруполис
Похоже, 13-летние переговоры о строительстве нефтепровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы подходят к концу. Как заявил вчера в Афинах министр развития Греции Димитрис Сиуфас, 12 апреля в Софии Греция, Болгария и Россия наконец подпишут меморандум о реализации проекта. Правда, готовы ли нефтяные компании полностью заполнить трубу своим сырьем -- а именно этот аспект был основой позиции России, до сих пор не желающей подписывать меморандум, -- пока неизвестно.

Посол России в Греции Андрей Вдовин подтвердил слова г-на Сиуфаса: «Меморандум будет подписан на министерском уровне, с российской стороны его подпишет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко». Помощник г-на Христенко Станислав Наумов также отмечает, что эта поездка стоит в планах министра.

Протяженность нефтепровода Бургас--Александруполис должна составить 300 км, мощность на первом этапе -- 15 млн тонн сырья в год, на втором -- 24 млн, на третьем -- 35 млн. Ориентировочная стоимость -- 700 млн евро. До Бургаса нефть на танкерах будет поставляться по Черному морю из Новороссийска, а затем из греческого Александруполиса транспортироваться на рынки Средиземноморья. Это позволит разгрузить Босфор и Дарданеллы, по которым российские танкеры перевозят сырье на юг Европы. В последнее время Турция ужесточила правила прохода по этой морской трассе, так что в проливах постоянно образуются танкерные пробки.

Проект обсуждается еще с начала 90-х годов, но падение объема добычи нефти в России снизило его актуальность. Несколько лет назад, когда экспортных мощностей стало не хватать, к проекту вернулись снова.

Представители Греции, Болгарии и России парафировали меморандум в ноябре прошлого года, и тогда сообщалось, что он будет подписан до 1 января. Но этого так и не случилось. Более того, буквально в конце марта глава «Росэнерго» Сергей Оганесян отметил, что окончательного решения не принято, «поскольку остается много политических и экономических моментов». В частности, Россия предлагала Болгарии предоставить проекту льготный режим, ведь трубопровод должен быть конкурентоспособным по сравнению с транспортировкой нефти через проливы. Судя по всему, компромисс был найден.

Правда, пока чиновники не уточняют, кто будет участвовать в загрузке трубы нефтью. Исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан в марте говорил, что его компания готова гарантировать часть поставок, но о конкретном объеме речь не шла. При этом он отметил, что меморандум будет «не более чем политической декларацией». По мнению г-на Хана, свое сырье по этой трубе может поставлять и ChevronTexaco, разрабатывающая Тенгизское месторождение в Казахстане, откуда нефть транспортируется в Новороссийск. Вчера в американском холдинге не стали комментировать это предположение. ЛУКОЙЛ, который ранее выступал инициатором проекта, в последнее время охладел к нему, заявляя, что может перерабатывать свое сырье на своих заводах в Восточной Европе.

Денис РЕБРОВ