|
|
N°56, 04 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Польские проводы
На могиле Кароля Войтылы в Кракове зажжены тысячи свечей
Никто не сможет заменить полякам скончавшегося Папу Римского Иоанна Павла II. Тут дело не только в личности, но и в эпохе. Польша вместе с Иоанном Павлом II прошла через важнейшие испытания в своей истории, неразрывно связанные с Россией. "Мы, поляки, должны быть горды тем, что такой исключительный человек, как Иоанн Павел II, родился в Польше", -- заявил вчера президент Польши Александр Квасьневский. К числу особых заслуг Иоанна Павла II президент отнес падение "железного занавеса" и расширение Евросоюза.
В стране объявлен траур. Многие поляки узнали о смерти Папы через минуты после официального объявления -- прямо в церкви, где десятки тысяч людей провели ночь на воскресенье, молясь о спасении главы католической церкви. По стране в момент объявления о смерти завыли сирены, а колокола двадцать минут продолжали заупокойный звон. На родине Папы даже считают, что тело Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтылы, следует предать земле в Польше, а не в соборе Святого Петра, наместниками которого считаются папы римские. Вчера на кладбище Кракова, где похоронены родители и брат Папы Римского, был выставлен почетный караул. Кстати, отца Папы Римского тоже звали Кароль Войтыла. На самой могиле были зажжены тысячи свечей. Жители города шли и шли туда, чтобы почтить память знаменитого соотечественника.
Говорить о том, кто заменит Иоанна Павла, поляки сейчас считают неприличным. Но многие надеются, что это снова будет поляк, архиепископ Станислав Дзивиш -- многолетний личный секретарь Папы, неотлучно находившийся при Иоанне Павле в самые критические моменты его жизни, включая покушение на него турка Агджи в 1981 году. По степени близости к престолу Дзивиш уступает статс-секретарю Ватикана, кардиналу Анджело Содано (итальянцу) и декану Коллегии кардиналов Йозефу Ратцингеру (австрийцу). Но именно кивка Дзивиша ждала охрана, чтобы пропустить к Папе, скажем, ребенка для благословения. Известный в Ватикане просто как дон Станислав, 66-летний Дзивиш работал с Каролем Войтылой с 1963 года, когда будущий Папа Римский, а тогда только епископ, рукоположил Дзивиша в священники.
Иоанн Павел II восемь раз навещал родную Польшу. Самым запоминающимся, конечно, стал визит 1983 года. Страна еще не оправилась от шока, вызванного введением военного положения в декабре 1981-го. Коммунистические власти боялись, что визит известного своими антикоммунистическими взглядами понтифика будет использован оппозицией. Но Папа оказался на высоте положения и в 1983-м, и в свой следующий визит в 1987 году. С тогдашним символом оппозиции Лехом Валенсой он встретился строго в частном порядке. Потом был визит в 1991 году -- уже в «свободную и независимую» Польшу, еще бившуюся в судорогах начатой в 1989 году экономической реформы. А визит 1999 года, во время которого Папа выступил в сейме, стал своеобразной легитимацией новой польской демократии.
В советские времена Варшава принимала Папу с обязательным учетом реакции Москвы. Правивший Польшей в 1983 году генерал Войцех Ярузельский, соглашаясь на визит Папы, хотел показать, что он прежде всего поляк и патриот, а уже потом коммунист. И впоследствии, оправдываясь во введении военного положения, Ярузельский не раз говорил: это был единственный способ избежать ввода советских войск и сделать возможным визит Папы в 1983 году. Между тем об отношении Папы к роли Москвы в польской истории ХХ века недвусмысленно говорили, к примеру, посещения понтификом памятников польским офицерам, убитым советскими спецслужбами в Катыни.
Дмитрий БАБИЧ, журнал Russia Profile, -- для «Времени новостей»