|
|
N°56, 04 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Особое мнение
Бизнес боится, что закон о зонах ему не поможет
Президентская протекция помогла законопроекту об особых экономических зонах миновать заседание правительства, чего ему (закону) не удавалось сделать несколько лет. Министр экономического развития Герман Греф рассчитывает, что первые зоны появятся уже в следующем году. Но борьба вокруг закона продолжается.
Как известно, внутри кабинета министров у этой идеи были влиятельные противники. Сначала принятию закона отчаянно сопротивлялся министр финансов Алексей Кудрин, опасавшийся возникновения налоговых дыр. Затем, когда налоговые льготы в законе были сведены к минимуму, против документа выступил министр информатизации и связи Леонид Рейман. Вернее, будучи двумя руками за скорейшее принятие закона, он счел, что документ не учитывает особенностей функционирования компаний, занимающихся продажей и экспортом информационных программ и услуг. Впрочем, министрам достаточно было услышать мнение президента.
Теперь выяснилось, что среди российских бизнесменов тоже есть противники этого закона, хотя в Белом доме все время подчеркивают: главный смысл законопроекта -- «дать позитивный сигнал инвесторам».
По закону зоны предполагается создавать в двух вариантах: промышленно-производственные (где будут производиться высокотехнологичные товары) и технико-внедренческие (по типу наукоградов). Резидент зоны освобождается от уплаты налога на имущество и земельного налога на пять лет. Кроме того, в промышленно-производственных зонах будут введена ускоренная амортизация (в два раза быстрее, чем обычная), уменьшена налоговая база для расходов на НИОКР, отменено действующее ограничение по переносу убытков на следующий год. Для компаний в технико-внедренческих зонах максимальная ставка единого социального налога будет снижена до 14%. Кроме того, в зонах будет установлен особый таможенный режим: иностранные товары будут продаваться без импортных пошлин, а российские -- без экспортных.
В пятницу глава экспертного совета организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян выступил с критикой закона. «Мы, представители бизнеса, четко понимаем, что нас такая конструкция не устраивает», -- заявил он журналистам. Впрочем, глава Координационного совета предпринимательских союзов Александр Шохин настроен более мягко. «Закон в том виде, в котором он предлагается сейчас, может не оказать существенного воздействия на развитие инновационного бизнеса», -- заявил он «Времени новостей». «Надо быть осторожнее, чтобы не создать налоговые дыры, но в то же время необходимо максимально использовать потенциал», -- пояснил он.
«Деловая Россия» выступает против нескольких принципиальных положений проекта. Во-первых, средний бизнес не понимает, почему инвестиции в инфраструктуру предполагаются исключительно за государственный счет, а впоследствии зона будет находиться в руках государства. Другая претензия заключается в чересчур скромном размере налоговых льгот.
Впрочем, даже при самом доброжелательном отношении со стороны власти вряд ли бизнесу стоит рассчитывать на большее облегчение налогового бремени. Законопроект более трех лет не мог получить одобрения Минфина именно по причине предлагаемых налоговых льгот. Последний, действительно весьма скромный вариант стал результатом компромисса между Минфином и МЭРТ. В Китае, на чей опыт ссылаются авторы закона, нет рыночной экономики, объясняли в финансовом ведомстве, а у нас есть. И зачем создавать особые условия, когда в стране и так полно экономической свободы. Тем более что всем до сих пор памятны внутренние офшоры типа Ингушетии. Так что радикальные предложения «Деловой России» распространить норму по снижению ЕСН на все малые и средние предприятия, обнулить для зон все налоги как минимум на три года, а лучше на срок окупаемости инвестиционного цикла едва ли найдут понимание в правительстве.
Впрочем, по мнению г-на Данилова-Данильяна, это опасение безосновательно. «Бизнес стал гораздо более ответственным, чем в 90-х годах, да и крупные сырьевые компании не пойдут в зоны ради минимизации налогов», -- заявил он.
Кроме того, бизнес недоволен тем, что лишен права участвовать в управлении зонами. «У нас полно классных управляющих компаний, в том числе и иностранных, -- убежден г-н Данилов-Данильян. -- Они организуют зону гораздо лучше, чем государство, у которого никакого опыта в этом вопросе нет». Впрочем, эта идея также вряд ли встретит понимание. Как пояснили «Времени новостей» в Минэкономразвития, государство не готово отдать управление зоной в руки частной компании из-за предоставляемых налоговых льгот. «Мы даем серьезные поблажки и должны быть уверены, что они используются по назначению», -- пояснили в министерстве.
Тем временем самую новую трактовку понятия «особая зона» предложил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. На днях он заявил, что все село должно стать особой экономической зоной, подразумевая под этим полное освобождение сектора от налогов.
Вера СИТНИНА