|
|
N°55, 01 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Акаев хочет вернуться белым и пушистым
Вчера в Бишкеке ровно неделю спустя после бегства из страны президента Киргизии Аскара Акаева начались предварительные переговоры об условиях его добровольной отставки. Готовность к этому Акаев, находящийся сейчас в одном из подмосковных санаториев, выразил на днях в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Согласие подать в отставку Акаев обусловил, в частности, предоставлением ему и его семье гарантий безопасного возвращения на родину. Именно это требование стало камнем преткновения на вчерашних переговорах. Начало переговоров стало возможным после избрания спикера нового парламента Омурбека Текебаева. Его первым решением стало объявление о создании комиссии для переговоров с Акаевым. Кроме него самого в нее вошли еще пять депутатов, среди которых несколько весьма близких к Акаеву бизнесменов. Акаевскую сторону представляет один из самых доверенных президенту людей Кубанычбек Джумалиев -- экс-премьер, экс-руководитель президентской администрации и, наконец, вице-премьер и министр транспорта в ушедшем в отставку в результате событий 24 марта правительстве Николая Танаева. Приняли участие в переговорах и представители нынешнего киргизского правительства.
В позициях сторон обнаружились глубокие противоречия, вызванные столкновением новых политических реалий Киргизии с желанием нынешних властей страны ввести эти реалии в рамки конституционного поля. Конституция Киргизии прямо описывает технологию процесса добровольной отставки президента. Он должен лично выступить в парламенте страны с заявлением на этот счет. В случае невозможности такого обращения по причинам, связанным с состоянием здоровья, президент должен быть подвергнут обследованию специально созданной медицинской комиссией, заключение которой освободит президента от необходимости появляться перед депутатами.
Но отнюдь не здоровье мешает Акаеву вернуться в Бишкек и прийти в парламент. Ему не советуют это делать нынешние власти страны. 29 марта премьер Курманбек Бакиев заявил, что возвращение Акаева было бы сейчас опасным, поскольку может вызвать новую вспышку волнений. На вчерашних переговорах, как стало известно «Времени новостей» из близких к переговорному процессу источников, акаевские представители настаивали на необходимости выступления президента перед парламентом. Разумеется, при предоставлении надежных гарантий его безопасности. Кроме того, они требуют обеспечить введение в действие принятого в 2004 году закона о гарантиях первому президенту Киргизии. Он предусматривает личную охрану, авто с шоферами, госдачу, беспрепятственный доступ к архивам и так далее.
Безопасность Акаеву могут обеспечить только силовые структуры, а они подведомственны правительству страны. Однако нынешнее правительство Киргизии сам Акаев признать легитимным отказывается, на что и ссылаются его представители на переговорах. Мол, до тех пор, пока Акаев не признает правительство Бакиева, разговоры о гарантиях его безопасности вести бессмысленно.
Легитимным Акаев признает лишь сформированный в результате выборов парламент. Около трети его депутатов составляют его сторонники, в парламент прошли его сын Айдар и дочь Бермет. Но парламент не может взять на себя ответственность за безопасность Акаева, поскольку силовые структуры законодательной власти прямо не подчиняются. По сведениям «ВН», акаевской стороне предложили уговорить президента признать легитимность правительства Бакиева. Но тогда Акаев должен будет дезавуировать все свои обвинения в адрес киргизской оппозиции, представители которой и составляют большинство правительства, в организации государственного переворота в Киргизии.
Есть вероятность, что Акаев будет вынужден смягчить свои требования, когда он столкнется с перспективой обнародования документов, обнаруженных у него в кабинете после 24 марта. А они, как утверждают в Бишкеке, наглядно продемонстрируют, как глава государства лично участвовал в манипулировании процессом подготовки и проведения парламентских выборов, чтобы обеспечить себе хорошо контролируемый депутатский корпус.
Аркадий ДУБНОВ