|
|
N°53, 30 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Склеенные доллары
Вынесен приговор "первопечатникам" аль-Валида
Мосгорсуд закончил рассмотрение скандального расследования Следственного комитета (СК) при МВД РФ о выпуске и вбросе на российский рынок десятков миллионов фальшивых долларов. Подсудимые Ахмат Удиев, Руслан Шаипов, Амирбек Лабазанов, Майрбек Умаров и Шарфуди Ибрагимов были признаны полностью виновными и приговорены к срокам от пяти до 11,5 лет тюрьмы. Следствию удалось доказать, что эти люди пытались подменить миллионы фальшивых долларов настоящими прямо в хранилищах ряда банков. Создал фабрику по выпуску поддельных денег, по версии следствия, глава международной террористической сети «Аль-Каида» в Чечне Абу аль-Валид, уничтоженный спецслужбами в прошлом году.
Пор данным МВД, первую попытку наладить выпуск поддельных долларов аль-Валид предпринял еще в 1998 году. Тогда в чеченском селе Герменчук была создана подпольная типография, выпустившая 2,5 млн долл. Ее удалось ликвидировать сотрудникам ГУБЭП. Однако аль-Валид после этого не отказался от идеи производства валюты, и у одного из лучших граверов России были заказаны клише 100-долларовых купюр. Новую типографию разместили в подвале дома на улице Лизы Чайкиной в Махачкале. Там при помощи клише печатались две половинки банкноты. На одну из них с внутренней стороны наносился прозрачный портрет американского президента, крепилась специальная защитная лента. Затем половинки купюр склеивались, при этом впечатанный президент выглядел как настоящий водяной знак. Единственное, что выдавало такие фальшивки, -- так называемый идентикатив -- цифры, напечатанные мелким штифтом внизу купюры. На подделках с левой стороны было указано -- D4, а с правой -- D168. На самом деле доллары с таким идентикативом в США никогда не выпускались.
Подделки пускались в оборот вначале на юге России, а потом аферисты решили перенести бизнес и в Москву. Курировать столичное направление, по данным СК, было поручено Ахмату Удиеву (тогда он работал помощником депутата Госдумы и имел связи в банковской сфере), Руслану Шаипову (он должен был следить, чтобы выручка от бизнеса на фальшивках не разворовывалась подельниками), Амирбеку Лабазанову (он руководил обменом фальшивок на настоящие деньги и их отправкой за границу или в Чечню), Майрбеку Умарову и Шарфуди Ибрагимову, тесно связанным с чеченскими боевиками.
Как выяснили сотрудники СК, в Дагестане было отпечатано не менее 5 млн долл., которые переправлялись в Москву женщинами и детьми. В столице чеченцы сбывали подделки преступным группировкам, сдавали в обменные пункты, использовали для получения рублевых кредитов.
Потом чеченцы, по данным СК, стали искать выходы на банкиров, способных подменить миллионы фальшивых долларов настоящими в хранилищах банков. В результате они познакомились с финансистом, консультантом одного из крупнейших банков России. Чеченцы предложили ему заменить 1,5 млн фальшивых долларов на такое же количество настоящих. Причем они даже разработали операцию подмены. Для этого инкассаторские машины, которые забирают деньги из обменных пунктов, должны были заезжать в указанное чеченцами место, где мешки с долларами меняли на аналогичные с поддельными. Финансист отказался, и на него посыпались угрозы. Спецслужбы подозревают, что среди партнеров чеченцев были и другие, более сговорчивые банкиры.
По версии СК, Лабазанов с партнерами оставлял себе 5% от выручки, а потом переправлял часть денег на счета офшорных фирм в банки Лондона, Дублина, Праги, Швейцарии, а часть шла в Чечню. У спецслужб есть данные, что эти средства могли пойти на подготовку подрыва Дома правительства в Грозном, захват мюзикла «Норд-Ост» и т.д.
Выйти на след фальшивомонетчиков удалось в конце 2002 года сотрудникам департамента по борьбе с терроризмом ФСБ, ГУБОП и Главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу, расследовал дело следователь СК Михаил Гончаров. Вначале в Дагестане была ликвидирована подпольная типография. А 24 декабря 2002 года по всей России было одновременно проведено 40 обысков. Помимо фальшивых долларов сыщики обнаружили партию листов-заготовок с водяными знаками для изготовления 500-рублевых купюр. Тогда удалось схватить Удиева, Шаипова, Умарова и Ибрагимова. Скрыться сумел только Лабазанов. Кстати, как выяснили спецслужбы, среди боевиков, захвативших 1 сентября 2004 года школу в Беслане, оказался его двоюродный брат -- 31-летний Абдул-Азим Лабазанов. Схватить самого Амирбека удалось только летом 2003 года. К тому времени он сумел устроиться на работу в службу безопасности одной из дирекций правительства Чечни.
Суд над фальшивомонетчиками начался в декабре со скандала. Свидетелям по этому делу постоянно угрожали, а во время слушаний неизвестные регулярно звонили в Мосгорсуд и сообщали, что здание заминировано. Тем не менее всех обвиняемых признали виновными в организации преступного сообщества, изготовлении и сбыте поддельных денег и мошенничестве.
Александр ШВАРЕВ