Новые руководители готовы считать Акаева президентом, для того чтобы тот мог подать в отставку
Обнаружившийся в России Аскар Акаев считает себя законно избранным президентом и «не видит причин подавать в отставку» с поста президента Киргизии. Об этом он заявил вчера в интервью радиостанции "Эхо Москвы". Вместе с тем г-н Акаев сделал еще несколько важных заявлений, в частности то, что он не вернется в Киргизию, пока не будет чувствовать себя в безопасности. Я, заявил он в эфире московской радиостанции, вернусь, когда в стране будет конституционный порядок и "будут обеспечены гарантии безопасности мне и моей семье". Г-н Акаев сообщил также, что он находится в России по приглашению президента Путина, и поблагодарил его за это приглашение. Заявление свергнутого президента слушали в Бишкеке многие. "Эхо" здесь ретранслируется и весьма популярно.
Новый куратор силовых структур Феликс Кулов считает, что "самым главным в выступлении Акаева стала его готовность к переговорам". "Мы же, со своей стороны, вступая в такие переговоры, признаем его к качестве президента Киргизии и задачей переговоров видим подготовку к совершению необходимых конституционных процедур, призванных обеспечить его отставку, -- заявил Кулов "Времени новостей".
Депутат закончившего свои полномочия парламента Оксана Малеванная, со своей стороны, полагает, что г-н Акаев "так и не понял сути происходящих в стране событий, не признал своей ответственности за игнорирование претензий, предъявляемых ему своим народом, и в результате так бесславно потерял шанс оставить о себе непререкаемо добрую память о том действительно добром, что он успел сделать для Киргизии».
Спустя пять дней после молниеносной киргизской революции ее триумфаторы приступают к разбору полетов. Победители спорят, чей вклад в успех более весом, а чей -- менее. В стране так много людей страстно желало покончить с акаевским правлением, а еще больше приложило руку к этому делу, что делить властный пирог оказалось делом архитрудным и даже рискованным. Борьба за власть, кажется, начинает разводить бывших еще вчера союзников во враждебные друг другу лагеря.
Такой процесс все явственнее ощущается сегодня в Бишкеке. Он отягощается племенным по сути своей характером внутриполитической борьбы в Киргизии. Стихийные протесты, взбудораженные недовольством нечестным характером недавних парламентских выборов и приведшие в результате к бегству Акаева из страны, возникли в первую очередь на юге страны и докатилась 24 марта до Бишкека.
Таким образом, лидеры мартовской революции -- в большинстве своем представители южных кланов. Кто в большей степени, кто в меньшей, они понимают свою ответственность за действия толпы, крушившей Белый дом. Пусть даже действия этой толпы и были спровоцированы окружением Акаева.
Спасение от стихии разбушевавшейся толпы пришло в киргизскую столицу нежданно, в лице ее бывшего мэра Феликса Кулова, освобожденного в те же часы из тюрьмы его соратниками. Кулову удалось восстановить порядок чуть ли не в первую же ночь после событий. Город успокоился. С каждым днем жизнь в Бишкеке все увереннее возвращается в привычное русло. Заслуга этого в глазах столичных жителей все больше и больше относится на счет именно Кулова. Но дело в том, что Кулов представляет север Киргизии.
Именно это и рождает серьезные опасения среди представителей теперь уже бывшей оппозиции, выходцев с юга. К ним относится и экс-премьер Курманбек Бакиев, утвержденный парламентом снова премьером, а также и.о. президента. Приход его к власти бурно приветствовали на юге, в Оше и Джалал-Абаде. Там уверены, что он будет неоспоримым претендентом на будущих президентских выборах. Однако растущая популярность Кулова, а, следовательно, и его влияние теперь заставляют сомневаться в шансах Бакиева.
С другой стороны, оба главных претендента на верховную власть, по всей видимости, понимают опасность раскола внутри правящей сегодня элиты, которая грозит в лучшем случае нестабильностью, а в худшем -- новым, и не исключено, вооруженным противостоянием между киргизами. А там, глядишь, и возобновлением уже раздававшихся угроз раздела Киргизии на северную и южную части.
Не случайно появление вчера в Бишкеке слухов о договоренности, якобы достигнутой между Бакиевым и Куловым относительности того, что на президентские выборы они пойдут в одной связке. Бакиев -- в президенты, Кулов -- в премьеры. Если это больше, чем слухи, а основания для такого предположения весьма серьезные, то это означает, что два тяжеловеса киргизской политики осознают всю ответственность за сложившуюся в стране ситуацию. Наличие такой договоренности должно сопровождаться и неким джентльменским договором о «взаимном ненападении», в частности для приглушения эмоций между и так уже донельзя возбужденными взаимным недоверием южанами и северянами.
Сегодня в Бишкеке ожидают прибытия российской делегации, членов думского комитета по делам СНГ и чиновников из минсельхоза. Курманбек Бакиев будет принимать их в уже практически восстановленном Белом доме.
ВАШЕ МНЕНИЕ