|
|
N°53, 30 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Во всем виноват Фишер
Глава немецкой дипломатии ошибся с визами и некрологами
В Германии все шире разгорается скандал вокруг деятельности министра иностранных дел и вице-канцлера Йошки Фишера. Министр состоит в известной своими либеральными взглядами партии "зеленых". В 2000--2002 годах с его личного благословения консульские службы стали менее строго относиться к выдаче въездных виз в ФРГ. Считается, что это распоряжение открыло двери в Германию и другие страны ЕС массе нелегалов и преступников из Восточной Европы -- главным образом с Украины, из Белоруссии и России.
Масла в огонь визового скандала подлил прежний посол Германии в Москве Эрнст Йорг фон Штудниц. Он заявил: «Это была попытка реализовать «зеленую» идеологию в практической политике. Глубина проверок стала явно недостаточной, и многим удавалось проскочить под сомнительными предлогами». Следственный комитет бундестага уже готовится заслушать министра Фишера. В докладе министерства юстиции Нижней Саксонии, подготовленном к слушаниям, говорится, что между 1999 и 2003 годом в этой федеральной земле было зарегистрировано 954 женщины с Украины, из Белоруссии и России, ставшие жертвами организованных банд по торговле людьми.
По данным властей Ольденбурга, одного из крупнейших городов Нижней Саксонии, молодых женщин из восточноевропейских стран вербовали в качестве гувернанток, официанток или уборщиц, а затем с помощью угроз и физического насилия принуждали к проституции. "При оформлении таких виз, -- говорится в обзоре министерства юстиции Нижней Саксонии, -- незаконно представлялись приглашения от различных немецких фирм, союзов и объединений, в частности Германо-украинского общества в Берлине и Всеобщего спортивного союза в Лейпциге". В ближайшие дни подобные документы представят и правительства других земель.
К критике политики Фишера присоединились многие известные немецкие дипломаты. Ханс Георг Виик, возглавлявший в свое время дипломатические представительства в Тегеране, Москве и Дели, заявил: «Национальному и международному авторитету внешнеполитического ведомства уже теперь нанесла ущерб визовая афера, которая затрагивает все шенгенские государства». Г-н Виик отметил, что «министр ставит себя выше профессиональной компетенции дипломатов». «Может ли Германия позволить себе надолго сохранять положение, при котором страдает дееспособность министерства иностранных дел?» -- задает логичный вопрос бывший посол.
К бунту ветеранов дипломатии присоединился бывший посол в Праге Хаген Граф Ламбсдорф. Он решительно высказался по поводу «катастрофических последствий политики Фишера» и назвал их «позором для немецкой внешней политики». Глава фракции Партии свободных демократов в бундестаге Вольфганг Герхардт призвал дипломатов открыто «критиковать поведение Фишера в визовой афере».
70 сотрудников дипломатической службы ФРГ приняли участие в кампании по сбору подписей против одного из недавних указаний министра по поводу внутреннего распорядка внешнеполитического ведомства. Речь идет не о визах, а о покойниках. Йошка Фишер распорядился убрать из публикуемых во внутриминистерском журнале некрологов экс-дипломатов традиционную фразу: «Мы сохраним о нем (ней) достойную память», а само сообщение о смерти, согласно указанию министра, должно носить «нейтральный характер».
На этот шаг Фишер пошел после протестов сотрудников МИДа в связи с его предыдущим распоряжением не оказывать посмертных почестей бывшим дипломатам, которые в годы гитлеровского фашизма были членами нацистской партии. В письме, под которым собирают подписи ныне здравствующие немецкие дипломаты, говорится, что отдание чести умершим коллегам -- часть «культурной традиции» любой цивилизации. Отмена же ее одним росчерком пера лишь на основании принадлежности к той или иной организации в Третьем рейхе говорит о явной переоценке министром значимости собственной личности.
Веское слово сказал обер-прокурор из Кельна Эгберт Бюллес. Он инициировал нынешний скандал вокруг министра Фишера, поскольку ему пришлось вести дело о восточноевропейских нелегальных иммигрантах в Германии. Г-н Бюллес официально высказался в пользу начала прокурорского расследования скандала. На вопрос, завел бы он против «зеленого» политика дело, если бы работал в Берлине, Бюллес ответил прямо: «Да, я бы завел следственное дело».
Юрий ШПАКОВ, Берлин