|
|
N°53, 30 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Избирательное право президента
Больше половины россиян поддерживают назначение глав регионов, хотя и не верят в эффективность назначенных губернаторов
Реформа политической системы России, инициированная президентом Путиным после событий в Беслане и вызвавшая оживленные дискуссии в экспертном сообществе, набирает обороты. Глава государства активно формирует новую команду региональных игроков, главными критериями для участия в которой становятся профессионализм, лояльность и политический вес (как у ветерана российской политики президента Татарстана Минтимера Шаймиева). Назначения и переназначения губернаторов находятся в фокусе внимания общественности и средств массовой информации, поэтому небезынтересно проследить динамику настроений россиян по поводу нововведений в политической жизни регионов.
Несмотря на предупреждения скептиков и попытки некоторых политиков правого фланга оспорить новые механизмы формирования региональных органов власти, в том числе и через референдум, очевидно, что идея ухода от прямых выборов губернаторов находит все больше сторонников. Если сразу после Беслана эту идею поддержали 38% населения, а 48% были скорее не согласны с ней, то спустя почти полгода ситуация стала диаметрально противоположной (54 и 39% соответственно).
Причем сплотились вокруг новой системы представители практически всех социально-демографических групп. И если в конце октября, как показывали опросы, эта концепция прижилась в умах наиболее образованных и обеспеченных слоев, т.е. элиты общества, то за последние месяцы она стала разделяться и представителями старших возрастов, опрошенными с низкими доходами, пенсионерами. Таким образом, общество приняло правила игры, предложенные президентом.
Отчего же произошла подобная консолидация?
Большинство россиян видели недостатки прежней процедуры. Прежде всего речь шла о высокой затратности избирательных кампаний. Кроме того, очевидно, что население подчас делало свой выбор, основываясь не на профессиональных качествах кандидатов, а под воздействием наработанных годами приемов политтехнологов, что приводило к засилью ставленников определенных финансово-промышленных групп. Президент же, по мнению большинства респондентов Всероссийского центра изучения общественного мнения, лучше знает потенциальных членов своей команды, имеет возможность их постоянно контролировать и при необходимости заменить, не дожидаясь окончания определенного срока работы.
Представляется, что именно надежды на укрепление системы и повышение ответственности на всех уровнях стали одной из причин поддержки россиянами нового порядка избрания губернаторов. В целом практика отстранения от должности главы субъекта федерации, в случае если он утратил доверие президента, вызывает одобрение абсолютного большинства -- лишь 6% опрошенных считают ее недопустимой. При этом для многих граждан страны речь идет не об абстрактной ситуации, а о вполне конкретных персонах -- 57% опрошенных одобрили бы увольнение Владимиром Путиным главы их региона за плохую работу. Только четверть россиян рассуждают иначе.
Показательна в этом смысле ситуация вокруг отставки губернатора Корякского автономного округа Владимира Логинова, который лишился поста за «ненадлежащее исполнение им своих обязанностей». Этот прецедент вызвал позитивные эмоции более чем у двух третей респондентов -- 52% заняли сторону президента полностью, а еще 19% -- частично. Мало кто увидел в этом результат интриг противников Логинова в округе или в Москве (3%) или "показательную порку унтер-офицерской вдовы» для того, чтобы припугнуть других губернаторов. Подавляющее большинство россиян (64%) расценили этот шаг как наказание за халатность, непрофессионализм и злоупотребление служебным положением.
При этом население далеко не столь оптимистично оценивает возможность реального улучшения ситуации в регионах от перехода к фактическому назначению губернаторов. Немногие пока поверили в то, что нынешняя процедура сможет помочь в борьбе с коррупцией -- таковых лишь 28%, в то время как другая треть опрошенных считает, что ситуация вряд ли изменится. Лишь 5% верят, что региональные органы власти способны эффективно противостоять организованной преступности. Еще 4% видят в губернаторах надежных соратников президента и спецслужб в борьбе с терроризмом. Более того, большинство россиян по-прежнему дорожат своим правом напрямую избирать глав местной власти -- идея их назначения президентом или губернатором вызывает отторжение 53--55% опрошенных, несмотря на желание некоторых региональных руководителей получить такие полномочия.
Тем не менее представляется, что общество, несмотря на все проблемы последних месяцев, вызвавших в том числе и некоторое снижение рейтинга президента, не утратило доверия к вершине пирамиды власти и надежды на «всевидящее око» президента. Следует отметить, что это отнюдь не означает «райской жизни» для тех, кто находится на вершине политического олимпа. Напротив, недовольство той же заменой льгот денежными выплатами прежде всего было обращено именно против федеральных органов, нежели против губернаторов (7--11%), проваливших исполнение закона на местах.
Похоже, что и Кремль идет на эту централизацию ответственности осознанно -- чем же иначе можно объяснить, что президент согласился пожертвовать своей популярностью ради модернизации страны и проведения давно назревших реформ. И видно, что при подборе экипажа общей «лодки» исполнительной власти выбор делается в пользу управленцев-профессионалов, в том числе имевших опыт работы в бизнесе, которых и хотят видеть во главе регионов большинство наших сограждан. Желательно лишь, чтобы подобный консенсус элиты и общества не подорвал другой важный процесс, который заметно активизировался в последние месяцы, когда из «пены» протестов начинают выкристаллизовываться общественные инициативы и механизмы гражданского контроля за «кирпичиками» той самой новой пирамиды власти.
Дмитрий ПОЛИКАНОВ, директор по международным и общественным связям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ),