|
|
N°52, 29 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Месть «сушеного крокодила»
33 солдата пострадали за чужие дембельские шутки
Белгородский гарнизонный суд (Амурская область) вынес приговор по скандальному делу о массовом отравлении весной 2004 года военнослужащих аэродрома 11-й армии ВВС и ПВО в Возжаевке. На скамье подсудимых оказался солдат Виталий Смирнов. Как выяснилось, желая отомстить старослужащим за обиды, он подсыпал в сахар ядовитое вещество -- таллий. В результате на больничной койке оказались 33 военнослужащих, один из которых скончался. Суд признал бывшего рядового в/ч-40859 Смирнова полностью виновным и приговорил к семи годам колонии, постановив взыскать с него в пользу потерпевших 155 тыс. руб. в возмещение морального и материального вреда.
Рядовой Смирнов был призван на службу в июне 2003 года из Татарстана. Отношения со старослужащими у него не сложились с первого дня. Дембеля сразу окрестили новобранца кличками Тормоз и Угрюмый, издевались над ним, заставляя по ночам отжиматься или висеть в позе «сушеного крокодила», отбирали присланные родителями деньги. В мае 2004 года в гарнизон должна была приехать комиссия, и командование приказало солдатам прибраться на заброшенных складах, где еще с советских времен хранились банки с реактивами, использовавшимися для проявления снимков аэрофотосъемки. Перед этим командование выстроило на плацу солдат и предупредило, что на складе находится ядовитый порошок -- азотнокислый таллий. Вещество это на вид похоже на сахар, но при соприкосновении с кожей становится зеленого цвета. Таллий обладает выраженной токсичностью, нарушает функционирование различных ферментных систем, препятствует синтезу белков. Токсичность соединений таллия для человека выше, чем у свинца и ртути.
Почти сразу после этого, как выяснили следователи, Смирнов стащил два пакетика таллия и спрятал в сапоге. Три недели мститель выжидал подходящего момента, и 27 мая, стоя в наряде дневальным, дождался, когда сослуживцы ушли на ужин, прошел в каптерку и смешал таллий с сахаром. Смирнов рассчитывал, что его трое обидчиков -- Голиков, Ромаданов и Гринвальд будут вечером чаевничать и получат свою дозу яда. Но случилось непредвиденное. Вечером в каптерке собралось сначала девять бойцов. Затем подтянулось еще 24 человека, в том числе два офицера и прапорщик. Недомогание они почувствовали спустя сутки. Диагноз -- острое препоральное отравление солями таллия -- был поставлен почти сразу. Химикат осел в печени, почках, мышцах, щитовидной железе больных. У рядового Ивана Манкоша развилась токсическая полиорганная недостаточность, и 10 июля он умер в окружном госпитале. У остальных начали выпадать волосы, отслаиваться ногти, они сбросили до 30 кг веса. У шестерых срочников отказали ноги, поэтому по мере выздоровления их пришлось учить заново ходить и демобилизовать по инвалидности. Дембеля же, которых Смирнов считал своими обидчиками, вообще не пострадали, поскольку в злополучный вечер чай пить так и не пришли.
Первая версия следствия о том, что солдаты якобы курили марихуану, смешивая ее для большего кайфа с таллием, рассыпалась, когда в прокуратуру Дальневосточного военного округа явился с повинной сам отравитель. Смирнову предъявили обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть, и в умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести. Смирнов честно рассказал, что собирался отомстить только дембелям, которые издевались над ним, и никому больше зла не желал. Но на первом же судебном заседании Смирнов заявил, что написал чистосердечное признание под давлением и никого не травил. В результате суд решил, что солдат снисхождения вообще не заслуживает.
Екатерина КАРАЧЕВА