Время новостей
     N°49, 24 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.03.2005
Москва -- город актрис
Сегодня моноспектаклем Нелли Уваровой начинается XI фестиваль «Золотая маска»
Приз «За лучшую женскую роль» в этом году останется в Москве. Между собой будут состязаться Евдокия Германова (Адди Бандрен), Евгения Добровольская (Кривцова), Лилия Загорская (Галя), Ирина Пегова (Соня), Алла Покровская (Бессеменова), Нелли Уварова (Лектор). Как называются спектакли и в каких театрах они идут, я напоминать не буду: театралы должны это помнить сами, а прочие могут справиться на сайте goldenmask.ru. В женском секстете нет явной фаворитки (моя личная память чувств раздирается натрое), но любопытно иное: в сезоне 2003/04 седьмой соперницы не нашлось во всей России.

За десять лет я привык доверять экспертам «Золотой маски», их вкусу и окоему. Если не нашли -- значит, не было: такой уж выдался сезон. Но вот правило, которое я затрудняюсь объяснить рационально: чем меньше актрис (именно актрис, не актеров) съезжается претендовать на очередную «Маску», чем сильнее ужимается география женских ролей, тем неказистее оказывается сам фестиваль. Он фиксирует главные события текущей театральной жизни: если жизнь неярка, что же делать.

Афишу XI «Золотой маски» как-то даже неловко сравнивать с прошлой, юбилейной. Там на большой сцене спектакли Додина, Фокина и Женовача спорили со спектаклями Някрошюса и Доннеллана (победил, как все помнят, «Ревизор» Фокина), а на малой сцене «Двойное непостоянство» молодого Дмитрия Чернякова по-честному оказалось сильнее, чем «Египетские ночи» Петра Фоменко. Нынешнему фестивалю по части репертуара хвалиться нечем, разве что относительной молодостью режиссеров-номинантов.

Старшие мастера режиссерского цеха пропустили сезон 2003/04; на нынешней «Маске», как это ни забавно, патриархами оказались Кама Гинкас со «Скрипкой Ротшильда» (самый серьезный претендент на приз за лучший спектакль большой формы) и Юрий Погребничко с «Лестничной клеткой». Состязающиеся с ними Юрий Бутусов, Миндаугас Карбаускис, Андрей Могучий, Александр Морфов, Кирилл Серебренников (я называю лишь основных конкурентов, за подробностями опять же прошу пожаловать на сайт фестиваля) -- режиссеры новейшего поколения. Итоговое распределение наград обещает стать значимым событием. Жюри под председательством Инны Соловьевой должно будет выдать кому-то из них свидетельство о правах нового лидера: пусть не такое уж долгосрочное (до следующей весны и XII «Маски»), но существенное в складывающейся театральной судьбе.

Вероятно, к перспективе лауреатства каждый из режиссеров относится по-своему, и разброс эмоций очень велик: от полного, лишь отчасти напускного безразличия до жгучего, тщательно скрываемого вожделения. Конечно, повесить у себя дома, в рабочем кабинете или в зрительском фойе чудесную штуковину работы Олега Шейнциса хочется каждому. Кому это удастся после нынешнего фестиваля -- вопрос интересный и особо важный.

Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр