|
|
N°42, 15 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последнее китайское предупреждение
Москва поддержала Пекин в борьбе с сепаратизмом
Вчера сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) одобрила «Закон о противодействии расколу государства», нацеленный исключительно на решение тайваньской проблемы. Поддержка парламента была безоговорочной -- 2896 голосов «за», ни одного «против», двое воздержались. После принятия закона, немедленно вступившего в силу, депутаты устроили овацию.
В мире, однако, на это отреагировали неоднозначно. Критика раздалась из Вашингтона и Токио. Генсек японского кабинета министров Хироюки Хосода заявил об озабоченности «негативным воздействием» закона на мир и стабильность в Тайваньском проливе, подчеркнув неприемлемость силового решения проблемы. Американский госсекретарь Кондолиза Райс, начинающая недельную поездку по странам Азии, заявила телеканалу Эй-би-си, что закон «явно повышает напряженность», в чем «нет необходимости».
20--21 марта г-жа Райс посетит Пекин, где обсудит ситуацию вокруг Тайваня с китайским коллегой Ли Чжаосином. Вашингтон предостерегал китайские власти от принятия закона о борьбе с сепаратизмом, поскольку он чреват конфронтацией между Китаем и Америкой, связанной обязательством защищать Тайвань от внешней угрозы.
Совершенно иная позиция у России, поддерживающей с Тайванем лишь неофициальные экономические и культурные связи. Москва с пониманием отнеслась к тому, как Китай борется с сепаратизмом. Официальный представитель МИДа Александр Яковенко подтвердил вчера неизменность позиции Москвы, считающей Тайвань неотъемлемой частью Китая. Он заявил, что российская сторона «с пониманием относится к мотивам, побудившим ВСНП принять данный закон», подчеркнув зафиксированный в нем «безусловный приоритет мирных методов объединения родины».
Новый закон впервые определяет, при каких обстоятельствах Пекин вправе применить силу против «мятежной провинции». Это возможно, если «силы тайваньского сепаратизма под любым предлогом и в любой форме сделают реальным отрыв Тайваня от Китая», или если «произойдет крупный инцидент», ведущий к такому отделению, или «при полной утрате возможности мирного воссоединения».
Во всех случаях предполагается применение «немирных способов и других необходимых мер». Соответствующее решение принимают Госсовет и Центральный военный совет и немедленно докладывают об этом постоянному комитету ВСНП. В субботу новым руководителем Центрального военсовета стал 62-летний Ху Цзиньтао, сосредоточивший в своих руках всю полноту партийной, государственной и военной власти, доставшейся ему от Цзян Цзэминя.
Пришедший к власти в 2000 году тайваньский лидер Чэнь Шуйбянь напугал Пекин намерением принять к 2008 году новую конституцию, открывающую путь к независимости острова. Юридическим экспериментам «сепаратистов» материковый Китай противопоставил свой закон о защите единства страны. Руководитель центра тайваньских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин заметил «Времени новостей»: «Принятие закона -- это предупреждение Тайбэю и средство давления на него, чтобы предотвратить его продвижение в сторону провозглашения независимости". Г-н Ларин напомнил, что еще "в 2004 году серьезные предупреждения со стороны Пекина побудили Тайбэй принять закон о референдуме в смягченном варианте, изъяв оттуда раздражающие Пекин статьи". Наш собеседник при этом подчеркнул, что хотя возможность применения "немирных методов и возросла", но "она все равно остается крайне малой, Пекин не хочет прибегать к силовым средствам, это видно и из текста закона».
Чэнь Шуйбянь заранее призвал жителей острова подняться 26 марта на демонстрации протеста против закона, «угрожающего безопасности региона». Представитель тайваньского кабинета министров Чжо Жунтай заявил: «Это закон, разрешающий войну... Китаю придется нести ответственность и расплачиваться за этот закон». Близкий к тайваньской администрации эксперт-международник Лай Ичжун заявил агентству «Чжунъяншэ», что во избежание дальнейшей изоляции власти острова должны постараться лишить новый закон легитимности, обратясь за поддержкой к загранице. Г-н Лай особо указал в сторону американо-японского военного альянса, недовольного ростом китайской мощи.
Желая доказать справедливость позиции Китая, премьер Вэнь Цзябао напомнил о гражданской войне в США, призванной не допустить независимости южных штатов. Теперь Пекин хочет избежать независимости Тайваня и готов ради этого на жертвы: «Мы не хотим иностранного вмешательства, но мы его не боимся».
Александр ЛОМАНОВ