|
|
N°41, 14 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Noga Москвы
Россия предоставит свою территорию для тяжб с иностранными государствами
Уже вскоре граждане России смогут засудить иностранное государство по месту своего жительства. В пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности», который предоставляет россиянам такую возможность.
В нижней палате не нашлось ни одного противника этого документа, который можно считать пусть запоздалым, но симметричным ответом на многочисленные иски к российскому правительству, которые в последние годы рассматривались за рубежом, в том числе и на скандальную тяжбу со швейцарской компанией Noga. Хотя многие эксперты не исключают, что рассмотрение законопроекта о юрисдикционном иммунитете может считаться и своеобразным откликом на попытки менеджмента опальной нефтяной компании "ЮКОС" прибегнуть к помощи американской и европейской Фемиды.
Ведь на самом деле законопроект был разработан в Центре частного права при президенте еще три года назад и довольно долгое время пылился в правительственных кабинетах. Этой зимой власти вспомнили о нем настолько внезапно, что даже авторы закона узнали о его внесении в Госдуму от журналистов. Причем впопыхах на суд депутатов с разницей в месяц было представлено сразу два документа под одним названием, совпадающих практически до запятой. 10 декабря 2004 года законопроект внес заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ ("Единая Россия"). А 10 января 2005 года, по распоряжению премьер-министра Михаила Фрадкова, в нижнюю палату поступил аналогичный документ уже из Белого дома. Спустя еще два месяца 365 депутатов единодушно проголосовали за законопроект -- голосовавших против или воздержавшихся среди думцев в минувшую пятницу не было.
Представлявший закон заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев обтекаемо пояснил, что цель данного юридического акта -- «обеспечение интересов физических и юридических лиц, вступающих в правоотношения с иностранными государствами». Впрочем, из сопроводительных документов к законопроекту депутаты легко могли понять, что российские власти впредь собираются адекватно отвечать на процессы против России за рубежом. «Назрела необходимость разработки и принятия законодательного акта, который при определенных условиях ограничивал бы юрисдикционный иммунитет иностранного государства», -- говорится в пояснительной записке, напоминающей, что СССР и России неоднократно приходилось выступать ответчиком по искам в других государствах: по договорам, заключенным нашими торгпредствами, по перевозкам «Аэрофлота» и морских пароходств. А швейцарская компания Noga с маниакальной настойчивостью несколько лет преследовала Россию в различных зарубежных судах и даже вынудила государственные авиакомпании из-за угрозы ареста техники отказываться от участия в престижных зарубежных авиасалонах.
Наверняка учитывают депутаты и другие факты, в пояснительную записку по понятным причинам не попавшие: законопроект был внесен в Госдуму и рассматривается депутатами параллельно с рассмотрением дела о банкротстве ЮКОСа в Хьюстоне и изучением в международном арбитраже иска MENATEP Group к правительству России на 28,3 млрд долл. Дочерние компании группы Hulley Enterprises (Кипр) и Yukos Universal Limited (о. Мэн) считают продажу «Юганскнефтегаза» экспроприацией инвестиций и требуют согласно Европейской энергетической хартии «справедливой рыночной компенсации». Несмотря на то что хартия Россией не ратифицирована, да и перспективы этого дела для MENATEP Group многие юристы считают сомнительными, Москва, похоже, считает необходимым предупредить о возможных последствиях государства, предоставляющие свою территорию для юридических изысканий по ЮКОСу.
Во всяком случае, новый законопроект призван подготовить базу для ведения в России процессов против других стран. В этом документе четко указано, в каких случаях иностранное правительство не сможет спрятаться за иммунитет и отказаться от роли ответчика в российском суде. Так или иначе все эти исключения связаны с коммерческими проектами, в которых государство выступает не как носитель власти, а как сторона по сделке.
Несмотря на то что голосованием в пятницу депутаты подтвердили готовность поддержать исполнительную власть в борьбе с чужеземными сутяжниками, ко второму чтению законопроект ждет правка. У правового управления Госдумы и комитета нижней палаты по собственности есть ряд претензий к нему, в основном касающихся приведения документа в соответствие с другими законодательными актами. Кроме того, терминология законопроекта соответствует скорее международному, нежели российскому праву.
Впрочем, авторов документа это не страшит. Как рассказал корреспонденту «Времени новостей» первый заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при президенте Александр Маковский, сейчас обсуждается идея создания группы экспертов из различных министерств, которые предложат свои поправки к закону. По его словам, у документа есть все шансы быть принятым парламентом уже в ходе весенней сессии. А значит, вскоре российским судьям придется столкнуться с непривычной для них категорией дел, по которым подсудимыми будут проходить правительства самых влиятельных государств мира.
Юрий КОЛЕСОВ