|
|
N°41, 14 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Siemens получил гарантии РЖД
Геннадий Фадеев обещал купить 60 высокоскоростных составов
Российские железнодорожники пообещали в минувшую пятницу немецкому концерну Siemens покупать у него технологию производства высокоскоростных поездов, выпуск которых планируется начать к 2007 году. Гарантированный сбыт в России президенту компании «Siemens -- транспортные системы» Хансу Шаберту лично пообещал глава «Российских железных дорог» Геннадий Фадеев. Контракт, как уверяют в РЖД, будет подписан уже через месяц. И хотя условия финансирования проекта до сих пор неизвестны, гарантии РЖД эксперты считают ключевым моментом для дальнейшей его реализации.
Оставив попытки реанимировать скандальный проект «Сокол-250», руководство РЖД, поставившее перед собой задачу наладить высокоскоростное сообщение между крупнейшими городами европейской части страны, решило попробовать вместе с концерном Siemens выпускать электропоезда, развивающие скорость до 230 км/ч. Проект договора был подписан в ноябре прошлого года: на Siemens возложена роль поставщика технологий, а РЖД предоставит производственную площадку, в качестве которой был выбран филиал компании -- Московский локомотиворемонтный завод. Остальные детали проекта (технические параметры поезда, финансирование) до сих пор обсуждаются.
Как следует из пресс-релиза, распространенного РЖД по итогам встречи гг. Шаберта и Фадеева, будет создано СП, которое займется проектированием и серийным выпуском высокоскоростных электропоездов нового поколения по российским техническим требованиям, а также привлечением средств. В это СП «войдут компания Siemens, российские промышленные предприятия, инвестиционные банки и компании». РЖД, по словам г-на Фадеева, обязуется заключить с СП договор о гарантированной закупке 60 поездов по согласованной цене (какой именно, в сообщении не указывается). Принципиальное условие заключения контракта, по мнению главы РЖД, -- обязательство Siemens разместить производственные мощности в России и постепенно русифицировать производство, увеличив долю российских комплектующих с 30% себестоимости поезда в 2007--2008 годах до 80% в 2015-м. За невыполнение обязательств будут предусмотрены финансовые санкции. Ханс Шаберт с предложениями РЖД согласился, отметив, что они «практически на 100% отвечают представлениям Siemens о готовящемся контракте».
Впрочем, до конца роль РЖД в СП остается неясной. Эксперты полагают, что у РЖД, по крайней мере на первом этапе, не будет контрольного пакета в совместном предприятии. Российская сторона предоставляет лишь площадку завода (да и то не ясно, на каких условия, -- аренда или что-либо другое). Ни технологий, ни проектной документации компания предоставить не в состоянии, поясняет директор департамента консалтинга РБС (консультант РЖД) Евгений Коновалов. По его мнению, финансирование скорее всего железнодорожная монополия будет осуществлять не напрямую за счет своих средств, а через инвесторов под гарантии РЖД. По словам г-на Фадеева, в компанию уже поступают подобные предложения от российских и европейских банков. Эксперт уверен, что Siemens также будет участвовать в финансировании, привлекая западные кредиты, причем даже в большей степени, чем РЖД, поскольку это будет дешевле.
Уже сейчас эксперты указывают на подводные камни: возможно, что проектное решение Siemens не будет отвечать условиям эксплуатации и обслуживания на российских железных дорогах. Впрочем, г-н Фадеев пообещал в течение трех лет привести инфраструктуру российских железных дорог в соответствие с требованиями эксплуатации высокоскоростных поездов. Стоимость этих работ, по его оценке, сопоставима со стоимостью всех 60 скоростных составов. По оценке экспертов, в сумме это будет около 2 млрд долларов.
Кроме того, г-н Коновалов сомневается, что сторонам удастся подписать контракт в апреле: структура сделки имеет сложный характер, предполагает наличие множества участников и требует не одного согласования. Скорее всего, считает он, на оформление окончательных договоренностей уйдет несколько месяцев.
Яна ГОДОВАНАЯ