|
|
N°41, 14 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дрессировка элит
Губернаторов могут премировать дополнительными полномочиями
Перераспределение полномочий между центром и регионами в пользу центра, отказ от прямых выборов губернаторов и не вполне удачная монетизация льгот стали причиной осторожного ропота некоторых особо смелых губернаторов. Правда, о создании реальной оппозиции существующей власти в регионах говорить пока рано. Но уже выяснилось, что система устрашения региональных элит из центра выстроена гораздо лучше, чем система их задабривания.
В качестве компенсации полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак на прошлой неделе предложил президенту расширить полномочия губернаторов, передав обратно на региональный уровень часть федеральных функций. Одновременно он намерен повысить ответственность губернаторов и формализовать поводы, по которым президент будет снимать их с должности.
В рамках централизации власти уже несколько лет подряд региональные элиты последовательно лишались влияния. Разграничение полномочий между центром и регионами отняло у субъектов федерации часть денег. Взамен они получили новые обязательства, на выполнение которых стали требовать финансовой поддержки из федерального центра. И хотя возникновение региональной фронды, аналогичной предвыборному блоку «Отечество -- Вся Россия» в 1999 году, сейчас практически исключено, Кремль старательно искореняет даже мысль об этом из умов губернаторов.
Монетизация льгот фактически подложила мину под федерацию. Сначала волгоградский губернатор Николай Максюта во всеуслышание попросил президента на заседании Госсовета «просчитать социальные последствия» такого решения и получше разъяснить народу, в чем его суть. Потом появилось коллективное письмо 11 дальневосточных губернаторов, адресованное Владимиру Путину. В нем говорилось, что реформа нарушает Конституцию России, потому что федеральная власть отказывается от своих социальных обязательств, а регионам, чтобы их выполнить, не хватает 23 млрд рублей.
По мнению аналитиков, это было расценено как недоверие к верховной власти на местах, и через несколько месяцев президент решил отказаться от прямых выборов губернаторов, заменив их процедурой назначения. Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» отметил, что «недовольство, которое вызвали знаменитый закон и предыдущий отъем денег у субъектов, после Нового года стало публичным». «Если губернаторы при нашей системе власти вслух стали выражать свои претензии, то что же в кулуарах происходит в таком случае? Недовольство огромно», -- констатировал политолог. Усугубляет ситуацию и приближение следующих президентских выборов, поскольку Кремль пока не решил, что предпринять для безболезненной передачи власти преемнику. Да и с самим преемником не определился.
По мнению г-на Кынева, своими действиями власть вполне может вырастить себе внятного оппонента в региональной власти: «Если губернаторов будут увольнять, то осторожно, постепенно, соизмеряя желания с возможностями. Потому что с пряниками для них у Кремля не очень густо -- одни кнуты. А перегибы опасны. Вот с Дмитрием Аяцковым удалось договориться, но смогут ли с каждым недовольным договориться?» С другой стороны, если бы губернаторы были готовы на какие-то решительные шаги, они бы вели себя иначе еще в конце прошлого года, когда принимали закон об их назначении.
Отстраненный от, по сути, провалившейся административной реформы полпред президента Дмитрий Козак решил частично реабилитироваться и одновременно заставить губернаторов отвечать за выполнение конкретных поручений. По предложенному аппаратом г-на Козака президенту проекту с 1 января 2006 года губернаторы смогут управлять недрами, водными и лесными ресурсами и решать проблемы землеустройства. К ним отойдут вопросы контроля и надзора в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологический надзор, а также содержание и эксплуатация федеральных автодорог. При этом на региональный уровень перейдет лишь та часть полномочий, которой сейчас наделены региональные подразделения федеральных министерств и ведомств. А выдавать лицензии на разработку крупных, например нефтяных, месторождений по-прежнему будет федеральный центр. То есть теперь, по мнению полпреда в Южном федеральном округе, на местах вполне возможно и, главное, целесообразно замкнуть на губернаторов координацию работы большинства федеральных ведомств (особенно экономического и фискального блока). Тогда многие проблемы будут решаться оперативнее, быстрее станут продвигаться инвестиционные проекты. Сложности конкретных регионов губернаторы знают лучше, чем московские чиновники, считают в полпредстве. «Повысятся скорость и качество принимаемых государственных решений, а главное, ответственность за них», -- заявил «Времени новостей» источник в полпредстве.
Одновременно с расширением полномочий губернаторов Дмитрий Козак и его команда предлагают систему интегральной оценки деятельности губернаторов. Сейчас ее, по сведениям «Времени новостей», разрабатывает заместитель г-на Козака по экономике Александр Починок. Суть системы в том, чтобы отслеживать работу региональных властей по ряду социально-экономических показателей (рост доходов населения, объем привлеченных инвестиций, количество построенных и отремонтированных школ и прочее). Губернаторы в начале отчетного периода (финансовый год, момент назначения) берут на себя некие обязательства перед населением территории, федеральной властью, получают на реализацию этих обязательств достаточные административные полномочия и финансовый ресурс. А затем федеральная, в том числе окружная власть регулярно проверяет, что и как выполнил губернатор. Не справляется -- президент отправляет его в отставку. Таким образом, к вызывающей споры формулировке для отстранения «в связи с утратой доверия президента» будет сложнее придраться.
С другой стороны, снятие неугодных губернаторов «по поводу» никуда не денется. Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что на принципиальные уступки губернаторам никто не пойдет. «Жестом в сторону губернаторов стало то, что большинство из них пока переназначаются, -- сообщил г-н Макаркин «Времени новостей». -- Думали, например, что губернаторы-коммунисты обречены, но главы Владимирской и Курской областей переназначены. Если назначают нового, фигуры предлагают из регионов. Но все реальные рычаги влияния на губернаторов Кремль все равно оставляет за собой. Навстречу регионам готов идти по тем вопросам, которые не затрагивают реального влияния Кремля на регионы. Это же касается и инициативы Дмитрия Козака».
Дарья ГУСЕВА,