|
|
N°39, 10 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Серый» Mercedes на экспорт
Менеджеров DaimlerCrysler подозревают в мошенничестве и растратах
На крупнейшем автозаводе Германии DaimlerCrysler очередной экспортный скандал. Речь идет, как было заявлено прокуратурой, о «нарушениях, допущенных рядом работающих в Германии сотрудников подразделений по экспортному сбыту продукции». При этом следствие выявило несколько «независимых друг от друга подозрительных моментов». Расследование по серым экспортным схемам было начато еще в конце прошлого года силами самой компании. Теперь же за дело взялись прокуроры, и они утверждают, что в концерне «воздух далеко не свежий» и «следствие продолжается».
Еще в конце декабря в срочном порядке был отправлен на пенсию шеф службы сбыта DaimlerChrysler Экхард Панка, а в феврале в связи с подозрениями в нечистоплотности были уволены еще два высокопоставленных менеджера службы сбыта концерна -- Юрген Фар из берлинского отделения и Вальтер Миссинг, глава гамбургского представительства DaimlerChrysler, назначенный на этот пост всего несколько недель назад переводом из Берлина. В последние дни в связи с расследованием все чаще высказываются предположения, что эта тройка находилась в тесной связи с арестованным в Абу-Даби (ОАЭ) и выданным недавно немецкой полиции 49-летним предпринимателем-немцем (его имя не разглашается). Его уже осторожно называют «главой» крупной международной автомобильной банды. Не исключено, считают эксперты, что уволенные менеджеры DaimlerChrysler действовали совместно с этим автоторговцем, которого обвиняют в мошенничестве по меньшей мере в 580 случаях.
Следователи лишь в общих чертах описывают схему его деятельности. Для осуществления своих сделок он с 2000 года через подставные лизинговые фирмы из района Гамбурга заключал «договоры на поставку флота» в страны Европы. Главными партнерами предпринимателя были представительства Mercedes в Берлине и Гамбурге. Этому посреднику предоставлялась 14-процентная скидка по уплате экспортной пошлины. Договоры на уже давно проданные автомобили он постоянно продлевал.
Некоторое время система-пирамида функционировала безукоризненно. Пока в начале 2003 года у DaimlerChrysler и прокуратуры не возникли обоснованные подозрения в мошенничестве. Когда «серый» торговец почувствовал неладное, он скрылся, прихватив с собой всю имевшуюся на сей счет документацию. На сегодняшний день следователи прокуратуры открыто говорят об ущербе в 30 млн евро, причиненном этим торговцем.
Официальные представители DaimlerChrysler в Штутгарте заявили вчера, что «не исключают» связи этого торговца с менеджерами концерна.
Впрочем, известно, что еще в 2002--2003 годах в гамбургском представительстве DaimlerChrysler были вскрыты «недопустимые экспортные сделки». Пятерым сотрудникам, организовавшим тогда «собственную экспортно-сбытовую сеть», по результатам расследования пришлось в срочном порядке оставить свои должности. Технология сбыта Mercedes в такой приватной сети была достаточно изощренной и строилась с глобальным размахом. Через подставные фирмы гамбургские менеджеры-сбытовики отправляли сотни дорогостоящих автомобилей популярной марки в т.н. «защищенные рынки», например Японию. Там они вытесняли местных автоторговцев, которые оказывались не в состоянии конкурировать с «прямыми поставщиками» ни по срокам поставок, ни по ценам. В итоге посредники получали довольно большие комиссионные, которые, естественно, не отражались ни в какой официальной финотчетности. А если появлялись подозрения в нелегальном происхождении конкретного Mercedes, то их душили путем выплат протестующим «провизии поставщика», иными словами -- за молчание.
Новый скандал, очевидно, нанесет удар по имиджу DaimlerChrysler. Вероятно, полагают эксперты, концерн будет сотрудничать с правоохранительными органами с целью поскорее перелистнуть эту неприятную страницу своей истории.
Юрий ШПАКОВ, Берлин