|
|
N°37, 04 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всемирный банк рекомендует ГЧП
Делегаты Всемирного банка (ВБ) вчера на семинаре по внедрению схемы государственно-частного партнерства (ГЧП) в транспортной отрасли, организованном Центром стратегических разработок, рекомендовали России шире использовать эту форму привлечения частных инвестиций. В ответ руководство Минтранса объявило, что сегодня или максимум завтра будет завершен выбор инвестора для крупнейшего пилотного проекта ГЧП -- скоростной автомобильной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом.
Открывая семинар, директор ВБ по России Кристалина Георгиева сообщила, что, по данным банка, ежегодный объем российских инвестиций в транспортную инфраструктуру составляет 1,5% ВВП. В то время как опыт других стран с растущей экономикой свидетельствует, что на эти цели целесообразно тратить 3--5% ВВП. Недостающие инвестиции г-жа Георгиева рекомендовала привлекать через механизм ГЧП, хорошо зарекомендовавший себя в других странах. Министр транспорта России Игорь Левитин согласился в целом и с арифметическими выкладками банка, и с предложенным рецептом. По его словам, в абсолютном выражении объем ежегодных инвестиций в российский транспорт из всех источников равняется 11 млрд долл. В то время как надо бы 20 миллиардов.
Г-н Левитин осторожно усомнился, что всю недостающую сумму можно привлечь на рыночных условиях. «У нас, транспортников, есть такое мнение, что инфрастуктура не всегда должна окупаться», -- сказал министр. Он отметил, что сегодня в России, если не считать портового хозяйства (куда 90% капиталовложений приходит из внебюджетных источников), транспорт развивается почти исключительно за счет казны.
Тем не менее министерство намерено через ГЧП привлечь частный капитал и в другие виды транспорта, прежде всего в строительство скоростных автомобильных дорог. Замминистра транспорта Александр Мишарин напомнил собравшимся, что Минтранс уже отобрал несколько пилотных проектов такого рода. Он объявил, что «завтра или послезавтра» будет назван победитель конкурса на обоснование инвестиций в самый крупный из этих проектов -- строительство начального 17-километрового участка новой скоростной автотрассы из Москвы в Санкт-Петербург (от МКАД до Шереметьево).
Г-н Мишарин сформулировал 12 условий, при которых ГЧП окажется эффективным на отечественном транспорте. Среди этих условий он упомянул четкие законы, беспристрастный суд, прозрачную тендерную процедуру, независимый орган контроля за действиями государства, усиление макроэкономической стабильности. Впрочем, если бы все эти пожелания сбылись, то не только транспорт, но и остальные отрасли российской экономики выглядели бы совсем по-другому.
Министр экономразвития Герман Греф попросил экспертов ВБ оценить проект российского закона «О концессиях». «Очень важно заложить общие правила игры, и это предусмотрено законом», -- туманно отвечал ему менеджер департамента инфраструктуры ВБ Эллис Хуан. Г-жа Георгиева похвалила проект более решительно. «Мы считаем, что проект закона подготовлен на очень высоком уровне. Есть некоторые вопросы, которые можно доработать», -- сказала она.
Михаил КУКУШКИН