|
|
N°36, 03 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Элита на окраине
В Черемушках открылся новый концертный зал «Оркестрион»
До конца концертного сезона в Новых Черемушках каждую среду будут играть лучшие академические музыканты с безупречной артистической репутацией и отменным вкусом. В центре города такие пользуются почетом и уважением -- их камерные программы собирают самую изысканную и просвещенную публику. Предполагается, что на окраине их труд тоже не пропадет даром: Российский национальный оркестр, превративший собственную репетиционную базу в бывшем районном кинотеатре в современный, акустически комфортный концертный зал на 480 мест, рассчитывает на то, что «это академический район». Рядом -- университет, и публика живет соответствующая. У нее теперь будет возможность приходить в «Оркестрион» и за смешные 200 руб. (не больше) слушать музыку европейского уровня.
Все это похоже на какой-то абсурдный сон или обескураживающий эксперимент по внедрению в обыденную жизнь высокого гуманизма. РНО собирается доказать, что его реноме и художественная позиция позволяют насытить спальный район высококлассной камерной музыкой в исполнении европейских звезд и музыкантов оркестра по доступным ценам.
Благотворительный пафос и гуманистический смысл очевидны. Но каким образом проект будет выживать, до конца неясно. Во-первых, только со временем выяснится, найдутся ли в Черемушках еженедельно 480 желающих приобщиться к искусству. Во-вторых, если такие люди найдутся, на проекте все равно невозможно будет заработать. Задача «Оркестриона», как и многих других бессмысленных и необходимых в одно и то же время российских предприятий (как то: общественно-политические и интеллектуальные издания разной периодичности, литературные кафе, клубы с интеллигентской репутацией и проч.), выйти в ноль.
Попытки привлечь хоть какое-нибудь государственное внимание к своим частным инициативам стали уже особым, узнаваемым стилем РНО. Созданный на деньги частных фондов сам оркестр сначала оброс качеством и сильными программами, контрактами с респектабельными звукозаписывающими компаниями, стал первым в Москве и одним из самых известных российских коллективов на Западе. И только потом, когда ситуация в стране изменилась, был вынужден настаивать на том, что делает для страны много хорошего и заслуживает хотя бы какого-то государственного поощрения. Оно же -- это самое государство -- скорее склонно было оркестр угробить, нежели поддержать. Потом РНО получил от московского правительства репетиционную базу -- неработающий кинотеатр на правах аренды. По словам президента фонда РНО Сергея Маркова, «десять лет назад кинотеатр считался учреждением культуры, и никакие торговые ряды, которые в нем работали, не платили аренды». Теперь «Оркестрион» платит аренду по полной программе, добиваясь от московского правительства финансового снисхождения. Но пока безрезультатно.
Так или иначе программа «Музыкальных сред в «Оркестрионе» содержательна. Лучшие музыканты РНО (концертмейстеры групп) во главе с только что получившим «Грэмми» Михаилом Плетневым уже сыграли музыку Моцарта, Дворжака и самого Плетнева (неожиданно авангардистский и не менее неожиданно живой, пластичный Квинтет 1979 года), которая прозвучала с неподражаемым вкусом и в особой, нарочито искусной, исполненной строгого сентиментализма плетневской манере. Теперь в расписании всегда изощренный Алексей Любимов, тонкая певица Юлия Корпачева, амбициозный состав RNOboe+strings, очень изящно представляющий молодые силы РНО, и другие. «Среды» выстроены так, что в какую ни ткни -- непременно попадешь пальцем в достойную, даже раритетную программу.
Юлия БЕДЕРОВА