Время новостей
     N°33, 28 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2005
Авиаторы не виноваты
Антимонопольное ведомство не нашло виновного в подорожании авиабилетов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала оправданным введение «топливной надбавки» к стоимости билетов российских авиакомпаний конце прошлого года. Начатая тогда проверка по подозрению в «сговоре авиакомпаний» прекращена. Более того, ФАС фактически поддержала претензии авиаторов к поставщикам топлива, которые, по мнению руководителей авиатранспортного бизнеса, неоправданно завышают стоимость авиационного керосина. В заявлении ФАС, опубликованном в пятницу, сообщается, что служба решила «оценить обоснованность ценовой политики» нефтяных компаний. Авиаторы приветствуют такой шаг ФАС, однако сомневаются, что резко выросшие за прошлый год цены на авиатопливо пойдут вниз.

Проверка авиакомпаний была начата в ноябре 2004 года, после того как ведущие авиаперевозчики России ввели надбавку к стоимости билетов на своих маршрутах для того, чтобы компенсировать рост расходов на топливо. Размер надбавки, в зависимости от компании и конкретного маршрута, колебался в пределах 10--20 долл. за одно плечо (авиаперелет). В этом российские компании следовали примеру крупнейших европейских и американских которые раньше в том же году пошли на подобный шаг, столкнувшись с резким неблагоприятным изменением конъюнктуры на рынке авиатоплива, связанным с общемировой тенденцией к удорожанию нефти.

ФАС подозревала, что почти одновременное введение «топливной надбавки» разными российскими авиакомпаниями является результатом сговора. Несмотря на огромный объем проделанной работы, подтвердить эти подозрения не удалось. По итогам проверки ФАС сообщила, что к ней было привлечено более 30 территориальных управлений. Проверкой было охвачено около 50 наиболее крупных авиакомпаний, в том числе "Аэрофлот", "Сибирь", "Красноярские авиалинии", "Трансаэро", "Домодедовские авиалинии", ГТК "Россия".

В результате их действия ФАС признала экономически обоснованными. Как отмечается в заявлении службы, эти действия «не привели к увеличению уровня прибыли в индустрии авиаперевозок».

Виновников в удорожании авиабилетов ФАС теперь намерена поискать на другом рынке. "Мы можем сказать, что авиакомпании не нарушали закона, однако вопрос о причинах подорожания билетов остается открытым, -- заявил замруководителя службы Анатолий Голомолзин. -- В настоящее время служба проводит проверку нефтяных компаний. Мы намерены теперь оценить обоснованность их ценовой политики».

Авиаторов это решение ФАС обрадовало, но не удивило. «Всем с самого начала было понятно, что авиакомпании просто оказались крайними в этой ситуации, -- заявил вчера «Времени новостей» директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. -- Введение топливной надбавки было вынужденной необходимостью. Помимо нее у компаний был только один альтернативный выход -- прекратить летать». Что же касается ценовой политики нефтяных компаний, она нисколько не кажется г-ну Быхалу обоснованной. По его словам, средняя стоимость топлива в тех российских аэропортах, куда летает «Трансаэро», за 2004 год поднялась на 65%. Г-н Быхал подчеркнул, что это повышение «произошло на голом месте», что здесь есть перспективный материал для антимонопольного разбирательства.

В то же время он сомневается, что работа ФАС позволит понизить цены на авиакеросин до уровня начала или даже середины прошлого года. «У нас редко бывает так, что цены возвращаются к исходному уровню, -- сказал вчера он «Времени новостей». -- В начале 2005 года мы почувствовали снижение этих цен на 1--2%, но оно несопоставимо с ростом, достигнутым в течение 2004 года».

Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг согласна с коллегой в том, что в результате работы ФАС по нефтяным компаниям керосин скорее всего не подешевеет. По ее словам, «Аэрофлот», для которого удорожание топлива в 2004 году составило в среднем 40%, уже принял решение заправляться, где это возможно, у зарубежных поставщиков.

ФАС обещает завершить проверку поставщиков авиакеросина ударным темпом -- уже в марте этого года.

Михаил КУКУШКИН