|
|
N°33, 28 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последняя капля для реактора
Россия и Иран подписали договор по поставкам топлива на АЭС в Бушере
Долгожданное соглашение о возврате в Россию отработанного ядерного топлива с АЭС в Бушере было подписано вчера в Тегеране. И скрепление этого документа подписями оказалось совсем не протокольным мероприятием -- хотя вопрос был в принципе решен во время недавней встречи в Москве секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасана Роухани с Владимиром Путиным. Но итоговые переговоры в Тегеране начались весьма сложно, и буквально до последнего момента было неизвестно, состоится ли в воскресенье подписание договора.
В приватной беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из руководителей российской делегации подчеркнул, что это «связано не с политикой, а с техническими моментами». Однако при этом наш собеседник был озабочен -- технический момент, на котором настаивал Иран, способен был вызвать немедленную международную критику договора. Иранцы требовали немедленного начала поставок топлива сразу же после подписания договора. Российская делегация убеждала Тегеран, что есть регламент, установленный Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Агентство должно проинспектировать и опечатать топливо, подготовленное к отправке, и проследить его путь до Бушера. На все это нужно время.
И России, судя по всему, удалось взять верх. Вчера на пресс-конференции после подписания соглашения о возврате топлива глава российского агентства по атомной энергии Александр Румянцев сообщил, что подписан также и специальный протокол, в котором «зафиксировано понимание порядка поставок топлива». В этом документе подчеркивается, что поставки будут идти по регламенту. Все это означает, что контроль МАГАТЭ над поставками российского ядерного топлива в Иран будет строже.
Принципиальность членов российской делегации, которые настаивали на сохранении этого пункта, скорее всего, объясняется желанием успокоить США. Американцы, как известно, категорически противятся ядерному сотрудничеству России с Ираном, и Москве лишь в последнее время удалось убедить Вашингтон в существовании гарантий безопасности поставок ядерного топлива в страну, причисляемую за океаном к "оси зла". Примечательно, что во время встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Братиславе на прошлой неделе американский президент счел возможным на сей раз воздержаться от критики атомных планов Москвы и Тегерана.
И словно в качестве ответного жеста вежливости российские атомщики убедили своих партнеров на Ближнем Востоке жестко следовать рекомендациям МАГАТЭ. Тем более что планы на сотрудничество сегодня кажутся вполне оптимистичными. По словам Александра Румянцева, ввод в эксплуатацию АЭС в Бушере намечен на 2006 год. Его партнер по переговорам, глава ядерного ведомства Ирана и вице-президент страны Голям Реза Агазаде заявил, что Иран планирует строительство семи новых ядерных блоков, а парламент страны готов рассмотреть и увеличение числа атомных станций. Он отметил, что специалисты России и Ирана продолжают переговоры по возможному сооружению в Иране новых АЭС. «Через несколько месяцев мы рассмотрим эти планы на нашей следующей встрече с Александром Румянцевым», -- сообщил вице-президент Ирана. «Россия наш приоритетный партнер в ядерной области», -- подчеркнул г-н Агазаде. Судя по всему, России удалось сохранить лицо как перед Ираном, так и перед США.
Ядерное топливо для Бушера сейчас находится в Новосибирске и уже готово к отправке. Это 160 тепловыделяющих сборок. За восемь-девять рейсов они будут доставлены в Иран. Но сроки и вид транспорта засекречены. В Бушере для приема ядерного топлива уже готово хранилище под названием 2ZКО, доставшееся Ирану в наследство от немцев. Именно они 30 лет назад начинали строить атомную станцию в Бушере. Вчера новое хранилище осмотрел глава «Росатома» Александр Румянцев и назвал его образцовым, добавив, что его «можно показывать в кино». Поставки топлива на АЭС будут периодически возобновляться. Ежегодно четверть топлива будет извлекаться из реактора и заменяться свежим. А извлеченные тепловыделяющие сборки будут не менее пяти лет храниться в Бушере -- высокая температура и радиоактивность не позволяют тут же перевезти их в Россию.
Андрей ЗЛОБИН, Тегеран--Бушер