|
|
N°33, 28 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интернет-бум в Госдуме
Депутаты намерены отрегулировать онлайновую торговлю
В феврале Госдумой презентован проект федерального закона "Об электронной торговле". Смысл документа в том, чтобы придать наконец сделкам, совершенным с помощью компьютеров и сетей передачи данных, статус юридически полноценных. Такой же, как у сделок, совершенных на бумаге, с подписями контрагентов и прикладыванием печати.
Традиционную подпись и печать подделать, кстати говоря, много легче, чем подпись электронно-цифровую. Однако закон о ней практически не работает. Электронную торговлю это не останавливает, но тормозит сильно. Первую попытку принять закон о ней думцы предприняли еще в 2001-м (умудрившись избежать использования термина «Интернет» в тексте законопроекта), и попытка эта ничем не закончилась. Нынешняя редакция проекта закона "Об электронной торговле" уже четвертая. В апреле прошлого года Госдума отклонила законопроект-предшественник ввиду его кажущейся бесперспективности. Депутаты, видимо, решили, что электронной торговли в России нет. Как в СССР секса.
Между тем электронная торговля у нас есть и вовсю развивается. В России онлайн покупают продукты, стиральные машины, металлопрокат, ценные бумаги -- словом, практически все, что продается. По данным исполнительного директора Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Антона Никольского, в 2004 году электронная торговля в России выросла на 40%. В розничном сегменте ее оборот составил $662 млн, а в оптовом -- $442 млн. На электронных торговых площадках действуют крупнейшие компании: РАО «ЕЭС», "Северсталь", "Татнефть" и пр.
Объем рынка интернет-рекламы еще не сопоставим с объемом рекламы в бумажной прессе, но уже заметен. Это важный (хотя и косвенный) показатель развития электронной торговли. Директор по маркетингу компании Mail.ru Анна Артамонова говорит о быстром росте рекламного интернет-рынка. Общая сумма сделок в 2004 году составила $30 млн против миллиарда в бумажной прессе.
Онлайн-торговля развивалась бы еще лучше, будь у процесса надлежащее законодательное обеспечение. Сегодня объем розничного товарооборота через Интернет в России составляет всего 1% от общего. Например, один из крупнейших розничных продавцов бытовой техники, компания «M.видео», совершает в Сети всего 2% продаж. Это показательный пример, поскольку «M.видео» продает всю номенклатуру своих товаров как в обычных магазинах, так и онлайн -- сайт компании представляет собой один из лучших в стране интернет-магазинов. Для сравнения: в США не менее 15% от общего розничного товарооборота обеспечивают покупки, сделанные онлайн. Во многих компаниях персоналу официально разрешается использовать в обеденный перерыв и по окончании рабочего дня офисный компьютер и корпоративную сеть для того, чтобы посещать интернет-магазины, -- это общепринятая практика.
У нас дела обстоят несколько иначе. Доступ к интернет-магазинам на рабочих местах работодатели практически не ограничивают, но и по объемам сетевой торговли Америку мы не догоняем. Возможно, потому, что из-за отсутствия специального закона все торговые сделки, осуществляемые с помощью Интернета, в России остаются формально незаконными. Они ничем, кроме доверия между продавцом и покупателем, не обеспечиваются. Решающее значение в этом смысле имеет внедрение в практику торговли технологий электронной подписи. Если этого удастся добиться, интернет-торговля получит практически те же механизмы регулирования отношений «продавец-покупатель», что и торговля традиционная.
При подготовке нынешнего законопроекта разработчики ориентировались на типовой закон UNCITRAL (Uniform Rules on Electronic Signatures -- «универсальные правила электронных подписей») 1998 года и директивы Европейского союза "Об электронной торговле" 2000 года, успешно апробированные многими странами. «Успешно» в данном контексте означает, что следование типовому закону эффективно защищает права покупателя и персональную информацию.
Де-факто Россия следует принципу равноправия обычной торговли и торговли через Интернет. Юрист российской Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Юлия Федорова говорит, что интернет-магазины добровольно соблюдают закон "О защите прав потребителей", считая требования проекта закона "Об электронной торговле" слишком сложными для торговцев -- особенно в части электронной подписи, применение которой требует специальных технологий. Возможно, полагает эксперт, электронную подпись следует законодательно регламентировать сначала для крупных электронных торговых площадок, где оперируют промышленные предприятия. Между тем отдельный опыт использования электронной подписи (например, при безбумажном оформлении таможенных документов при ввозе в страну некоторых товаров) свидетельствует о том, что проблем с использованием отлаженной технологии электронной подписи у исполнителей не возникает.
Нина ЛЕОТОВА