Время новостей
     N°30, 22 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.02.2005
"Труба" Китаю
Российская нефть потечет в Поднебесную через Казахстан
Казахские власти вчера сделали довольно сенсационное заявление. Министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Владимир Школьник сообщил журналистам, что по нефтепроводу в Китай из Карагандинской области, который будет достроен до конца этого года, на первых порах потечет исключительно российская нефть. Более того, по его словам, «ответственность за заполнение (трубопровода. -- Ред.) нефтью в соответствии с межправительственным соглашением лежит на наших китайских коллегах». По мнению министра, для самого Казахстана такая ситуация выгодна: «Через нас пойдут потоки нефти, и мы будем получать деньги за транзит». Впрочем, тот факт, что Россия будет экспортировать сырье в Китай по казахстанской «трубе», по мнению экспертов, вовсе не означает, что на проекте строительства ответвления в Дацин от трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана поставлен крест: во-первых, экономика Китая развивается довольно быстро, и энергопотребление страны растет, во-вторых, через Казахстан потечет западносибирская нефть, а восточный нефтепровод рассчитан на восточносибирскую.

Предложение России качать нефть через Казахстан еще в мае прошлого года сделал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Россия могла бы использовать этот нефтепровод для увеличения поставок своей нефти в Китай». Для этого подходит построенный еще к конце 80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу, который идет по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркмении. Одним из пунктов, которые пересекает нефтепровод, как раз является поселок Атасу, и в условиях постоянно растущей добычи и нехватки трубопроводных мощностей этот маршрут может заинтересовать Россию. Правда, взамен г-н Назарбаев хотел бы экспортировать казахский газ по российской трубе в Европу.

Строительство нефтепровода из поселка Атасу Карагандинской области до китайского города Алашанькоу началось в сентябре прошлого года. Прокладка трассы должна быть завершена в декабре 2005 года. Предполагается, что поставки нефти китайским покупателям начнутся с мая 2006-го. Протяженность трубопровода составит 988 км, мощность на первом этапе -- 10 млн тонн в год, в дальнейшем ее планируется увеличить до 20 млн. Вторая очередь может быть построена к 2011 году. По оценкам экспертов, на начальном этапе сооружения магистрали необходимо затратить порядка 650 млн долл., еще около 40 млн долл. потребуется для ее дальнейшего расширения. При этом на момент окончания строительства участок Атасу--Алашанькоу на территории самого Казахстана будет связан лишь с Кумкольской группой месторождений нефти.

Как отмечает директор московского представительства Argus Михаил Перфилов, «сырья, добываемого на Кумколе, будет явно недостаточно, чтобы загрузить нефтепровод, поэтому (для достижения объема 10 млн тонн. -- Ред.) на первых порах по нему будет прокачиваться в основном российская нефть Urals». Эксперт поясняет, что российские компании имеют возможности заполнить своим сырьем нефтепровод Омск--Павлодар мощностью 26 млн тонн в год. Пропускная способность трубопровода Павлодар--Чимкент--Чарджоу составляет около 10 млн тонн в год. Станция Атасу находится на отрезке Павлодар--Чимкент. По мнению г-на Перфилова, основные претенденты на экспорт нефти в Китай по этому маршруту -- ЛУКОЙЛ, «Сибнефть» и ТНК-ВР, уже имеющие опыт поставок на Павлодарский НПЗ.

Руководитель российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев заявил «Времени новостей»: «Сейчас, насколько мне известно, некоторые казахские предприниматели законтрактовывают поставки российской нефти с российскими поставщиками. Вполне возможно, что они (китайцы. -- Ред.) могли гарантировать Казахстану поставки российской нефти, опираясь на заключенные предварительные договоры». Правда, крупнейшие российские компании вчера не признались, ведут ли переговоры с китайцами, которые несут ответственность за заполнение трубопровода. Представители холдингов отказались от комментариев, отметив при этом, что определить перспективность маршрута можно только после того, как Казахстан установит тариф. В «Роснефти» заявили, что не планируют поставлять сырье в Китай по трубе (компания намерена возить его по железной дороге, за что, как сообщалось, получила предоплату 6 млрд долл. за поставки до 2010 года).

В «Транснефти» вчера заявили, что еще не знают о планах нефтяников экспортировать нефть в Казахстан для дальнейшего транзита в Китай, и пока детально не прорабатывали этот маршрут. «Казахстан действительно уже не в первый раз предлагает использовать в своем трубопроводе российскую нефть, и теоретически пропускная способность наших труб позволяет это делать, -- говорит вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. -- Однако мы до сих пор не знаем тарифов. Кроме того, хотя проектная мощность участка Омск--Павлодар достаточно велика, последние годы трубопровод был сильно недозагружен, так что, возможно, в его восстановление придется вкладывать определенные средства. В этом случае срок транзита российской нефти должен быть таким, чтобы инвестиции окупились. Так что проект необходимо просчитать, а пока ни нефтяники, ни казахи к нам с такой просьбой не обращались».

Впрочем, Россия намерена увеличивать и объем железнодорожных поставок нефти в Китай. Причем к этому направлению стали присматриваться все больше компаний (раньше этим занимался только ЮКОС): в этом году планируется перевезти более 11 млн тонн нефти. ЛУКОЙЛ и ЮКОС поставят по 3 млн тонн, «Роснефть» -- 4 млн, «Сибнефть» -- 0,5--1 млн. Как считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, у российских компаний хватит ресурсов, чтобы обеспечить экспорт в Китай 15 млн тонн нефти, которые железнодорожники обязались перевезти из России в 2006 году, и одновременно заполнить нефтепровод из Казахстана.

Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ