|
|
N°30, 22 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Членский взнос
В Москве экспонируются работы Роберта Мэпплторпа
В галерею Stella Art пожаловала передвижная экспозиция infant terrible американского модернизма, фотографа Роберта Мэпплторпа. Она включает в себя три авторских портфолио. Вернисаж убеждает: хорошая и осмысленная выставка Мэпплторпа скорее может быть сделана вопреки точным следованиям замыслу художника. Скандальную сенсационность портфолио получили благодаря фотографиям с садомазохистскими игрищами. Цепи, намордники, кожанки, сапоги, задницы крупным планом с воткнутыми в них плетками, эрегирующие члены в бокалах из-под шампанского, волосатые ноги. Галерейные «прокатчики» все это пикантно повесили в черной комнате, скрытой за черной портьерой. Возникла намеренная ассоциация с интимными каморками ночных клубов определенного профиля. В другом зале тот же Мэпплторп как Мэпплторп: эротоманские цветы, антики, портреты атлетически сложенных парней, прикрывающая грудь обнаженная и вдохновенная Сюзан Зонтаг, опять голые ноги в скалистом пейзаже... Все, что ожидали от бывшего возбудителя общественной нравственности, -- получили. И стало скучно.
Порноснимки Мэпплторпа очень перфектны, и при этом в отличие от его портретов и стилизованных под классику ню абсолютно антиэротичны. Не возбуждают ничуть. Когда смотришь его изощренные генитальные натюрморты, кажется, что перелистываешь какой-то гербарий с диковинными растениями или ходишь по кунсткамере и пялишься в лупу на чудиков-насекомых. Вычурно-постановочное «бесстыдство» Мэпплторпа можно сравнить и со старыми порнушными открыточками эпохи модерн: эпатаж давно выдохся, осталась одна антикварная пыль. В отсутствие нового сценария, обусловленного сегодняшним восприятием мира и человека, «аутентичная» экспозиция двадцатилетней почти что давности превращается в салон для респектабельных господ, ценящих такое эдакое нечто, что щекочет нервы и общественную мораль. Но не сильно, а слегка. Вот вам элитный буржуазный клуб: членский взнос -- покупка члена.
В принципе разнузданная асексуальность снимков Мэпплторпа, его вмерзшая в лед чувственность могли бы быть темой вдумчивой выставки о том, что эротика для Мэпплторпа это всегда флирт со смертью. Но для такой истории нужен куратор-коммуникатор-драматург, каковым является, например, Аркадий Ипполитов, сделавший отличную экспозицию «Мэпплторп и маньеризм» в Московском Доме фотографии.
Сергей ХАЧАТУРОВ