|
|
N°28, 18 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долгоиграющие
В Москве и Петербурге выступит группа «Земля, Ветер & Огонь»
Музыкальные кумиры 70--80-х годов ХХ века в России еще лет десять назад были сенсацией, но теперь перестали быть раритетом. Монстры рок- и поп-музыки от Deep Purple до Nazareth бороздят гостеприимные просторы, подтверждая тезис о выгодности гастролей стареньких знаменитостей: их потенциальная аудитория кредитоспособнее молодежной (предполагаемого "контингента" Бритни Спирс или Аврил Лавин). Они даже не всегда заезжают в столицу -- каждую их морщинку, каждую трещинку в голосе московская публика уже выучила назубок.
Но легендарные Earth, Wind & Fire ("Земля, Ветер & Огонь") приезжают впервые -- 3 и 4 марта музыканты будут выступать в Москве, 6-го -- в Петербурге (гастроли организованы московским Jazz Tawn и агентством Rich&Famous). Кроме того, в отличие от монолитного рок-канона, музыка, которую играла и играет группа Earth, Wind & Fire, находится в гибких отношениях со временем, вдруг актуализируясь, когда от нее этого совсем не ждешь.
Музыкальное направление EWF одним словом не определить -- требуется целый перечень жанров и стилистических оттенков. Жанровую стратегию, вероятно, предопределили уже первые музыкальные штудии лидера группы Мориса Уайта. Внук нью-орлеанского пианиста с детства пел в церкви в Мемфисе, и это занятие предполагало развитие скорее в сторону соула, ритм-энд-блюза и фанка, а не чистого рока. В 1969 году братья Морис и Вердин Уайты организовали группу Earth, Wind & Fire -- испытав, как принято сообщать прессе, влияние Джона Колтрейна, Майлза Дэвиса, Баха и Моцарта. Весьма широкий диапазон музыкальных симпатий переплелся с четко сформулированной идеологической установкой (пытливые братья подходили к делу со всей ответственностью) -- группа была призвана не просто музицировать, а дарить людям гармонию во имя объединения рас.
Музыка, ставшая отражением этих манифестов, вырастала из дивного смешения религиозных спиричуэлс с рок-н-роллом. И она как нельзя лучше срифмовалась с ожиданиями публики. (Этим сплавом потчуют и легендарный фильм Blues Brothers в эпизодах службы в баптисткой церкви, и рок-опера 1971 года Jesus Christ Superstar.)
Высокий, запоминающийся фальцет Филиппа Бейли и непривычный звук калимбы (ударного инструмента -- уайтовского талисмана) доводили поклонников до экстаза, близкого к религиозному. Тщательно продуманная сценография и спецэффекты, всегда соответствовавшие последнему слову науки и техники, усиливали ощущение чуда, свершавшегося на каждом концерте. Коммерческий успех не заставил себя ждать -- многочисленные альбомы лидировали в чартах, становились платиновыми, номинировались на "Грэмми". Семидесятые годы были для EWF золотым веком. Дальше было сложнее, успех мерцал, то пропадая, то возвращаясь снова.
Необходимость соответствовать требованиям новых музыкальных эпох и сохранять при этом индивидуальность стала причиной развала многих команд. Но эта участь миновала EWF, больше того -- стремление следовать духу времени как будто сплачивало музыкантов (за тридцать с лишним лет существования музыканты умудрялись избегать кадровых миграций и попросту ссор; разумеется, слухи о том, что ни единой замены в составе группы не было, несколько преувеличены, но основной костяк команды действительно сохранен по сей день). Композиции EWF, записанные в 80-е, внимательно следуют моде на диско, а Song In My Heart или Sailaway сейчас звучат словно саундтреки к фильмам с Настасьей Кински. В 90-х EWF с той же радостной творческой открытостью знакомится с рэпом и хип-хопом (альбом Heritage). В последнем альбоме, также номинировавшемся на «Грэмми», диджейские скретчи сливаются с вокалом Энджи Стоун.
Старательно шагая в ногу с модой, EWF упорно несут миру радостное послание. Эстрадные хиты с уклоном в мистицизм всегда звучали прежде всего гимнами -- баптистскими или даже просто экуменическими. То, что сейчас EWF соберет у нас полный зал, вроде бы сомнений не вызывает. Вопрос мог бы заключаться только в том, какую из своих жанровых ипостасей музыканты выберут для московских и петербургских концертов. Однако готовность публики к любому ретро -- хоть шестидесятых, хоть восьмидесятых -- многократно подтверждена успехом самых разных гастролеров. Наша готовность слушать вполне под стать их готовности играть. Договоримся.
Анна НЕМЗЕР