|
|
N°28, 18 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Либерализация аборигенов
На переговорах по ВТО Россию приравняли к острову Вануату
На переговорах по присоединению России ко Всемирной торговой организации важно согласие всех 148 стран-участниц. По ныне действующим правилам для присоединения необходимо заручиться согласием каждой. Но после того, как Россия подписала протоколы об отсутствии разногласий с Евросоюзом и Китаем, самым важным для нее стало получение согласия от США.
Формально Соединенные Штаты -- далеко не самый крупный российский торговый партнер. На Америку приходится порядка 4% российского товарооборота, в то время как Евросоюз занимает в нашей торговле 55%. Однако совершенно ясно, что пока России не удастся договориться с американцами, о присоединении к ВТО можно даже не мечтать. Впрочем, как заявила «Времени новостей» глава американской переговорной делегации Дороти Двоскин, «США придает очень большое значение тому, чтобы Россия присоединилась к ВТО».
Впрочем, в отношениях между Россией и США, даже в области международной торговли, доминируют политические интересы. Бывший торговый представитель Роберт Зеллик, занявший недавно пост помощника госсекретаря США, заявил на заседании сенатской комиссии, что вступление России в ряды ВТО могло бы оказать сопротивление укрепляющемуся в стране авторитаризму. «Будучи членом ВТО, Россия стала бы более открытой, а олигархи и коррупционеры постепенно утрачивали бы свое влияние», -- подчеркнул он.
Вчера в Женеве это заявление практически никто не комментировал. Источник в российской делегации осторожно заметил "Времени новостей": «Идеологических проблем с США нет. Никогда вопросов по Киотскому протоколу или направлению трубопроводов в наших переговорах не было. За вступление в ВТО мы платим только уступками по доступу на наши рынки».
Надо отметить, что западные страны активно пользуются трибуной ВТО для борьбы за российскую демократию. Хотя, удивляются в российской делегации, среди членов Всемирной торговой организации есть, например, монархии, где нет даже зачатков демократии. Да и в том же Китае с защитой прав человека дело обстоит явно не лучше, чем у нас.
Впрочем, по итогам недавней встречи министра экономического развития и торговли России Германа Грефа и г-на Зеллика в Цюрихе было объявлено, что если далее переговоры будут проходить столь же успешно, их окончания можно ждать еще до конца нынешнего года. После этой встречи некоторые эксперты даже полагали, что на предстоящем на следующей неделе саммите на высшем уровне в Братиславе Владимир Путин и Джордж Буш могут подписать протокол об отсутствии разногласий. Таким образом, Россия вышла бы на финишную прямую.
Впрочем, источник в российской делегации исключил такую возможность. «От этой встречи мы ждем объявления общих целей и указаний», -- пояснил он. Аналогичным образом развивались отношения и с Евросоюзом: «В октябре 2003 года Владимир Путин договорился с Романо Проди (который тогда занимал должность председателя Еврокомиссии), что переговоры должны быть завершены в мае 2004 года. А если это не будет сделано, то должно быть публично объявлено, по чьей вине».
Договориться, как известно, удалось. При этом, поясняет источник, на тот момент мы с Евросоюзом были несравнимо дальше от консенсуса, чем на сегодняшний день с США. Впрочем, давно известно, что стороны рассчитывают закончить переговорный процесс до конца этого года. Представители Евросоюза настроены еще оптимистичнее. Они заявили, что в многосторонних переговорах исходят из того, что к этому сроку Россия закончит уже все переговоры.
По словам г-жи Двоскин, в основном американских переговорщиков волнуют вопросы доступа на рынки промышленных и сельскохозяйственных товаров, уровень защиты сельского хозяйства, защита интеллектуальной собственности, ценообразование в энергетике, в первую очередь для производителей химических удобрений, а также вопросы функционирования государственных предприятий. Непрекращающееся усиление влияния государства в экономике вызывает опасения многих участников переговоров.
«Тем не менее, -- подчеркнула г-жа Двоскин, -- мы не предъявляем России каких-то требований, которых мы не предъявляли другим. Мы хотим быть уверены, что американские предприятия на российском рынке не будут сталкиваться с преференциями по отношению к государственным компаниям, но такие же вопросы мы задавали и Китаю, и Тайваню». Даже крошечное островное государство Вануату, населенное в основном аборигенами, получило такой же набор требований, что и Россия, соглашается российский источник. «Там еще с луками бродят, а от них либерализации валютного законодательства требуют», -- заявил он.
Вера СИТНИНА, Женева