|
|
N°28, 18 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лавровый венок
Грузия встретила главу российской дипломатии неласково
Начинающийся сегодня визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Грузию должен был стать знаком потепления отношений. Но он стал скандалом, еще даже не начавшись.
Грузия сочла себя оскорбленной, поскольку российская сторона не согласилась внести в программу возложение венков к мемориалу погибших за территориальную целостность страны в конфликтах в Южной Осетии и Абхазии. Чтобы окончательно не сорвать визит, стороны договорились превратить его из официального в заурядный рабочий -- без гимнов в аэропорту, красных ковровых дорожек и почетного эскорта. Однако при этом в программе визита были сохранены все пункты, с чем согласилась и грузинская сторона.
В Грузии создалась не самая лучшая атмосфера для обсуждения важнейших вопросов двусторонних отношений. Респектабельная тбилисская газета «24 часа» к приезду российского министра вышла под шапкой «Визит, обреченный на провал». Телекомпании транслируют кадры из архивов: тот самый мемориал посещают высокие делегации других соседей Грузии -- Азербайджана и Армении. Вчера в полдень к посольству России в Тбилиси пришли ветераны конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, которые возложили к зданию венок с надписью: «Соболезнуем кончине российской дипломатии».
Нежелание Сергея Лаврова возлагать венок к мемориалу павшим «неприемлемо с этической и моральной стороны», заявила глава МИД Грузии Саломэ Зурабишвили. По ее словам, «это беспрецедентный факт в истории дипломатических отношений -- приглашенная страна отказывается от правил международного протокола».
Резкие выступления глава российского МИДа предпочел списать за счет излишней эмоциональности. "Давайте оставим эмоции в стороне и займемся делами!" -- призвал Сергей Лавров, отметив, что, как он понял, у г-жи Зурабишвили есть и конкретные предложения. По прибытии в Тбилиси российский министр тут же заявил, что рассчитывает на "плодотворные переговоры" и на то, что "стороны смогут договориться по нерешенным вопросам".
До Тбилиси Сергей Лавров посетил с официальным визитом Ереван, где ему пришлось объясниться по поводу грузинских претензий. По словам г-на Лаврова, он не видит здесь "причин для нездорового ажиотажа". Кроме того, по его словам, предложение о посещении мемориала поступило меньше чем за сутки до начала визита. Говоря о конфликтах в Южной Осетии и Абхазии, глава МИД России напомнил, что "Россия внесла решающий вклад в прекращение этих войн". "Мы скорбим по грузинским парням, которые сложили головы, расплачиваясь за чужие решения, скорбим и о жертвах других сторон", -- заявил российский министр.
Сергей Лавров сказал, что он готов выразить эту скорбь в Тбилиси в любой форме и надеется сделать это, посетив могилу скончавшегося 3 февраля премьера Грузии Зураба Жвании. Посещение могилы Жвании, который, по словам Лаврова, "много сделал для того, чтобы урегулировать эти конфликты", значится в программе визита главы российского МИДа.
В Абхазии и Южной Осетии официальные лица комментировали ситуацию сдержанно. Вице-спикер абхазского парламента Константин Озган заявил «Времени новостей», что «действия во время визита в Грузию -- прерогатива российского министра». Глава МИД Южной Осетии Мурад Джиоев сказал «Времени новостей»: «Роль России в урегулировании конфликтов, которую мы рассматриваем как совершенно верную, конечно, будет затрагиваться на переговорах в Тбилиси. Что касается обиды грузинской стороны, то ведь надо считаться с тем, что Россия -- посредник».
Скандал вокруг возложения венков, к сожалению, отодвигает на второй план саму суть визита. Между тем, по словам Сергея Лаврова, у России есть конкретные предложения, в том числе и по проблеме российских военных баз в Грузии. Но раскрывать их журналистам г-н Лавров не стал, пошутив, что сначала он все-таки должен изложить их своей грузинской коллеге.
Москве и Тбилиси помимо проблем Абхазии, Южной Осетии и российских баз (газета «Время новостей» подробно писала об этом 16 февраля) необходимо обсудить ситуацию на чеченском участке границы, где сворачивают пятилетнюю мониторинговую миссию наблюдатели ОБСЕ.
А главное, обсуждения требует подготовка рамочного договора. Грузия и Россия -- единственные страны СНГ, не имеющие между собой такого соглашения. Бывшие президенты Эдуард Шеварднадзе и Борис Ельцин подписали его в 1994 году, но до ратификации в Госдуме дело так и не дошло. С 2000 года готовится новое соглашение, оно практически согласовано. Есть только некоторые спорные моменты. Например, Россия предлагает включить в договор пункт о неразмещении в Грузии военных баз третьих стран. Тбилиси считает, что достаточно это продекларировать на высоком уровне.
Накануне визита главы российского МИДа премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил журналистам: «Дружбы с Россией не получилось, и теперь мы постараемся максимально наладить партнерские отношения». Грузия заинтересована в притоке российских капиталов. В последнее время экономические связи между нашими странами заметно укрепились. В 2004 году товарооборот между двумя странами достиг рекордных 300 млн долл. В интервью «Времени новостей» министр экономического развития Грузии Алексей Алексишвили заявил, что высказывается за «установление максимально благоприятного климата в торгово-экономических отношениях с Россией, что, возможно, поможет решать и политические вопросы».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Елена СУПОНИНА, Ереван--Тбилиси