|
|
N°27, 17 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проблема 3000
Киев ударит справедливостью по собственности
Украинский премьер Юлия Тимошенко выступила вчера с сенсационным заявлением о масштабах предстоящего пересмотра итогов приватизации в стране. Речь не об одной набившей оскомину "Криворожстали", задешево купленной кучмовским окружением. И не о «нескольких десятках» предприятий, о которых говорил во вторник иностранным инвесторам президент Виктор Ющенко. Речь, по словам украинского премьера, идет о судебном возвращении в руки государства трех тысяч предприятий, «незаконно приватизированных» за последние пять лет.
Юлия Тимошенко заявила, что прежнее высшее руководство страны «покрывало уголовные дела», возбужденные генпрокуратурой по фактам незаконной приватизации. Г-жа Тимошенко продемонстрировала документ, в котором, по ее словам, «находится полный спектр информации о госпредприятиях, отданных в частные руки по телефонному звонку» -- то есть без конкурса и задешево ушедших прямо в лапы «ближайшего окружения» экс-президента Леонида Кучмы.
Открытой реквизиции власти не планируют. По каждому из трех тысяч объектов будет суд. "Не нарушая ни одной буквы закона, мы возвратим в государственную собственность все предприятия, которые были переданы в частные, но не чистые руки", -- сказала г-жа Тимошенко. Суды вряд ли одобрят изъятие у незадачливых собственников всех значащихся в списке объектов, но «Криворожсталь» там будет точно. Премьер вновь напомнила, что предприятие было продано "по криминальной схеме", и обещала провести "реальный конкурс с реальной оценкой". Генпрокуратура Украины рассмотрит уголовные дела по приватизации на коллегии уже 25 февраля.
Однако эксперты в Киеве полагают, что рвущимся в объятия Запада "оранжевым" реформаторам должно быть ясно: популистский передел собственности, тем более в таких фантастических масштабах, может оказаться вредным для экономического роста. Поэтому заявление г-жи Тимошенко называют скорее политическим, а не экономическим. Премьер рассчитывала на устрашение тех, «кто будет сопротивляться реформам либо финансировать радикальную оппозицию», заявил «Времени новостей» украинский политолог Виктор Небоженко.
«На практике столь массовую реприватизацию осуществить невозможно», -- прокомментировал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» директор Центра экономического развития Александр Пасхавер, 13 лет консультировавший украинское правительство по проблемам приватизации. «Названная Тимошенко цифра огромна, -- считает г-н Пасхавер. -- К примеру, за годы независимости осуществлено всего 130 тыс. приватизационных сделок -- в среднем в рамках приватизационной процедуры по две сделки приходилось на одно приватизированное предприятие. Ни одно правительство не решится на столь массовую реприватизацию. Ведь это болезненно отразится на экономике и повысит инвестиционные риски. При всем позитивном отношении западных правительств к Украине неизвестно, в какой момент эти риски сработают». При этом украинский эксперт напомнил, сколь сильный негативный резонанс вызвало для России дело одного-единственного ЮКОСа.
Однако вчера Виктор Ющенко твердо сказал, что пересмотр приватизации ряда объектов позволит "установить правду" и решить задачи наполнения бюджета. "Я не люблю слово "национализация", мне не нравится слово "реприватизация". Однако там, где был нарушен закон, мы должны сделать все для того, чтобы торжествовало верховенство права", -- отметил он. Президент Украины заверил, что пересмотр итогов приватизации не будет бесконечным. Правительство скоро обнародует список «подсудных» объектов, который будет закрыт для дальнейшего расширения.
Политолог Виктор Небоженко предположил, что из трех тысяч спорных предприятий лишь немногие были формально приватизированы: «Были выкуплены лишь предприятия экспортных отраслей, остальной массив был задействован в неформальных рентных отношениях, без оформления экономической ответственности. Это позволяло, к примеру, получать энергоносители по таким же льготным ценам, как и детские сады».
Как раз вчера правительство Украины ввело ограничения на «отчуждение или передачу в управление государственной собственности или корпоративных прав государства», дабы избежать размывания государственной доли и самочинной передачи в аренду нынешних госпредприятий. Чтобы прекратить дальнейшее «разворовывание», премьер Тимошенко распорядилась вести такие операции «исключительно с согласия кабинета министров Украины».
Налицо централизация ключевых решений в области собственности в руках вождей «оранжевой революции». Люди из ближайшего окружения экс-президента Кучмы уже говорят о намерении новой власти переделить «пирог» в свою пользу. «Я не стал бы говорить о переделе собственности, ведь названные предприятия попадут не в частные руки, а будут возвращены государству, а уже затем перепроданы на прозрачных аукционах», -- сказал корреспонденту "Времени новостей" глава правления Института национального государствоведения Михаил Ратушный. По его мнению, «унифицированный подход позволит избежать нарушений».
Однако готова ли новая власть переиграть приватизационную игру по новым, кристально чистым и честным правилам? «Чтобы процесс отличался от банального передела собственности, правительство должно начать с оздоровления судебной власти, создания прозрачного механизма реприватизации, квалифицированного управления фондом госимущества. Если эти процедуры будут непонятны инвесторам, а предприятия попадут в руки голодных бюрократов, это вряд ли пойдет на пользу украинской экономике», -- констатировал политолог Виктор Небоженко.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Александр ТИМОФЕЕВ