|
|
N°23, 11 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Театр сходил к президенту
Владимир Путин успокоил взволнованных деятелей культуры
В роли психотерапевта пришлось вчера выступать президенту Владимиру Путину на встрече с представителями театрального сообщества, не раз в последнее время выражавшими озабоченность грядущим реформированием отношений государства и учреждений культуры. Причиной для волнений послужил подготовленный Министерством экономического развития и торговли проект закона о реструктуризации бюджетного сектора культурной сферы. Союз театральных деятелей России не согласился с предложением МЭРТ упразднить право бюджетных учреждений культуры самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников. Не по душе актерам и главным режиссерам пришлись и упомянутые в документе три новых формы существования театров: с госбюджетным финансированием, но без внебюджетных денег и под строгим контролем учредителя за доходами и расходами; как автономные образования, имеющие право на различные виды деятельности, за которые государство не несет ответственности; как полностью самостоятельные. СТД уже предлагал ведомству Германа Грефа отозвать законопроект. Однако диалог с экономистами из правительства не заладился, и в дело включился Владимир Путин.
Президент был с ранимыми служителями прекрасного осторожнее. Он заверил их, что государство будет и впредь оказывать поддержку учреждениям культуры: "В том, что она необходима, сомнений нет». Кроме того, глава государства признал обоснованной «озабоченность тех, кто хочет в рамках предотвратить какие-то неверные шаги, исключить неверные решения и нанесение ущерба учреждениям культуры». И предложил театралам активнее участвовать в дискуссии о «совершенствовании юридических и правовых форм деятельности учреждений культуры, форм и способов их поддержки».
В итоге встречей остались довольны и в Кремле, и в театре. Советник президента Юрий Лаптев сообщил, что удалось снять напряженность по целому ряду больных вопросов. Речь идет и о самоопределении театральных коллективов, их роли в определении будущей судьбы театра, сохранении внебюджетного финансирования, характере предполагаемых попечительских советов. Предполагается, что в них войдут и представители театральных коллективов, а заниматься советы будут исключительно экономическими, а не творческими вопросами.
Сходно характеризует ситуацию и председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, специально делая акцент на том, что "все, что мы сказали президенту, он услышал". Г-н Калягин пообещал поработать "над внесением поправок в законопроект". Художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова Кирилл Лавров отметил, что "самое главное в театре -- определить, кто должен говорить "это хорошо, а это плохо"... Если надо ликвидировать театр, кто скажет, что закрывать надлежит именно этот, а не какой-либо другой?"
Вопрос резонный. Как резонно и желание Лаврова, чтобы к мнениям театральных специалистов прислушивались МЭРТ и Минфин при подготовке соответствующих постановлений правительства и законопроектов. Другое дело, что наряду с законами существует и повседневная практика, что в сегодняшнем театральном мире накопилось много серьезных проблем, что жестко разграничить экономические и творческие вопросы совсем не просто.
Отдел культуры