Время новостей
     N°23, 11 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2005
Ядерная реакция Ким Чен Ира
Северная Корея сделала шаг в "неправильном направлении"
Вчера Северная Корея впервые официально заявила, что обладает ядерным оружием и выходит из переговоров по свертыванию ее ядерной программы. "Покуда Америка задумала во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, размахивая ядерной дубинкой, мы будем принимать меры для расширения запасов ядерного оружия ради защиты выбранного нашим народом строя, свободы и демократии", - заявил северокорейский дипломат. Представитель Северной Кореи подчеркнул, что КНДР «произвела ядерное оружие ради самообороны».

Вчерашний демарш КНДР вызвал бурную реакцию во всем мире. Даже Москва, при всем ее лояльном отношении к режиму Ким Чен Ира, не смогла одобрить действия Северной Кореи. «Шагом в неправильном направлении» назвал заявление Пхеньяна министр обороны России Сергей Иванов. Министр обороны США Дональд Рамсфелд также выразил свою озабоченность - хотя, по его словам, он «не знает», есть ли действительно ядерное оружие у КНДР. Завершая турне по Европе, госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что «Северная Корея только усиливает свою изоляцию - ведь все ясно дали понять, что на Корейском полуострове не должно быть ядерного оружия». «У северокорейцев нет оснований считать, что кто-то стремится напасть на них», - подчеркнула г-жа Райс.

Пхеньян бросил Вашингтону дерзкий вызов. США не могут оставить эти слова без последствий, поскольку пассивность единственной сверхдержавы может вдохновить другие плохие режимы ускоренное движение к атомному оружию. В инаугурационной речи 20 января президент Буш провозгласил, что в свой второй президентский срок он покончит с «аванпостами тирании» во всем мире, указывая прежде всего на Иран и Северную Корею.

При этом никто не знает, где пролегает северокорейская граница между правдой и вымыслом. Вполне возможно, что никакой бомбы нет и в помине, а Ким Чен Ир лишь старается набить себе цену. Но если это не блеф, то удар США по КНДР обернется чудовищными потерями, в том числе среди американских военных. Для этого Пхеньяну достаточно взорвать парочку бомб над территорией Южной Кореи. К тому же США крайне встревожены возможностью утечки ядерных технологий из КНДР в руки еще более сомнительных режимов - пхеньянскую бомбу может взорвать кто-то другой в совсем неожиданном месте.

Ядерный кризис на Корейском полуострове вызрел к началу 2003 года - тогда напуганный жесткой политикой Белого дома Пхеньян заговорил о том, что работает над созданием военного ядерного потенциала. Для разрешения кризиса в августе 2003 года в Пекине были начаты шестисторонние переговоры с участием Северной и Южной Кореи, России, США, Китая и Японии. Однако в сентябре 2004 переговоры зашли в тупик: северокорейская идея размена замораживания ядерной программы на щедрую иностранную помощь была отвергнута США.

"Мы за шестисторонние переговоры, однако вынуждены на неопределенный срок прервать свое участие в них до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты", - говорится в опубликованном вчера заявлении представителя МИД КНДР. МИД России дипломатично заметил, что уважает «обеспокоенность КНДР по поводу обеспечения ее безопасности» и сожалеет о "«бессрочной приостановке» участия в шестисторонних переговорах и публичном объявлении намерения наращивать ядерный арсенал". И все же российская дипломатия надеется на «возможность возобновления шестисторонних переговоров в ближайшее время».

Посол в отставке Роланд Тимербаев знает проблему не понаслышке. Он участвовал в переговорах о присоединении КНДР к Договору о нераспространении ядерного оружия - это произошло в 1985 году, а в 1993 году Пхеньян вышел из договора. Г-н Тимербаев заметил «Времени новостей», что «с Северной Кореей нельзя разговаривать с позиции силы, надо искать более лукавые пути». Политика Буша в отношении диктаторских режимов и впрямь не отличается чрезмерной искусностью, и потому многие эксперты рекомендуют Вашингтону смягчить тон при общении с КНДР.

По мнению российского американиста профессора Алексея Богатурова, именно угроза внешнего нападения определяет логику действий Пхеньяна: «Вторжение американцев в Ирак подтолкнуло все пороговые страны ускорить работу над созданием ядерного оружия. Они посчитали, что, будь оно у Ирака, Америка не посмела бы начать войну». По мнению эксперта, нынешний резкий шаг Пхеньяна может быть спровоцирован американскими наскоками на Иран, связанными с ядерной программой Тегерана. По мнению профессора Богатурова, «США пойти на силовую акцию будет затруднительно - против этого выступят Россия и Китай».

Андрей ЗЛОБИН