|
|
N°23, 11 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семен Левин: Спецэффекты -- новый киноязык
Cтудия Семена Левина «Телеателье» не первый год получает престижные награды на конкурсе OMNI Intermedia Awards -- смотре с участием лидеров мировой медиаграфики (DreamWorks, Worner Bros., Discovery channel, Animal Planet, MTV). Прежде наград были удостоены оформление канала НТВ, информационно-аналитического блока РТР, программ ТВ-6. (Левин не раз удостаивался и «ТЭФИ».) В этом году «Телеателье» впервые премировано за работу в кино.
Два года назад Левин и его коллеги приняли предложение продюсера Владимира Досталя («ДомФильм») и приступили к работе над восьмисерийным фильмом «Конвой PQ-17». Тут-то новичок и превзошел мастеров индустрии, где моду диктуют компьютерные мастерские Голливуда. О наградах, спецэффектах и проблемах кино с Семеном ЛЕВИНЫМ беседует обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Вита РАММ.
-- Вам не обидно, что зритель практически не заметил вашей работы?
-- Нам удалось спрятать в материальной среде спецэффекты и компьютерное моделирование. Мои коллеги -- замечательные, талантливые люди, мы вместе много лет. Трудясь над «Конвоем», мы изучали живопись Тернера, Айвазовского, чтобы понять, как создается ощущение моря. Работу мы провели ювелирную. И хорошо, что зритель ее не замечает, -- он должен видеть лишь то, что хочет показать режиссер. Вот мы так и совершили пластическую операцию. Профессионалы разобрались и нас наградили. Мы первые в российской компьютерной анимации получили международные призы за спецэффекты для кино. На Западе это воспринимается с удивлением.
-- Можно ли сравнить задачи, которые вам пришлось решать на ТВ, с работой в кино?
-- На телевидении нужна особая подача спецэффектов. Работа с фильмом требовала других навыков. В «Конвое PQ-17» снимали старую технику, старое вооружение, события, которые невозможно реконструировать. Это самое сложное -- с помощью спецэффектов воспроизвести то, что реально когда-то существовало. Я, наверное, удивлю всех, но и в сериалах «Дети Арбата», «Штрафбат» спецэффектов не меньше, чем в «Конвое PQ-17».
Мы тщательно разрабатывали дымовые спецэффекты. Например, сложно снять дым от сигареты. Когда пишешь программу «дым сигареты», нужно понимать, чем он отличается от дыма сигары или костра. Утренний туман отличается от вечернего, хотя на экране везде дым. Для весеннего дождя должна быть своя программа, он сильно отличается от осеннего...
-- Как «вписывались» артисты в создаваемую вами среду? Вы с режиссером обговаривали места, где будут находиться актеры? Или сперва были съемки, а потом вы рисовали предметы и пространство?
-- Продюсер дал мне сценарий и сказал: «Если студия возьмется за создание материальной среды, то мы будем снимать». Реальных интерьеров не было. Роман Пикуля «Реквием по каравану PQ-17» рассказывает о трагической гибели кораблей союзнического морского каравана, который вышел из Исландии в Мурманск летом 1942 года и почти полностью был уничтожен в полярных широтах. Из сорока кораблей «выжили» только одиннадцать. Большую часть боевой и гражданской техники -- эсминцев, транспортных судов, немецких и советских подлодок, боевых самолетов -- сейчас можно увидеть только в энциклопедиях. Еще до режиссерского сценария мы с режиссером Александром Коттом, оператором Петром Духовским, художниками-постановщиками обговаривали все мелочи. Проходных деталей не было, все имело значение. Мы делали подробнейший storyboard -- ряд картинок, чтобы оператор знал, какое нужно освещение, какова композиция кадра, сколько остается места для актеров, какая при этом, например, будет вода. Все это делается до съемки. В этом и состоит проблема современных российских режиссеров. Они не готовы к кропотливой работе. Они все еще «творят» на площадке. А спецэффектами приходится «замазывать дыры». Например, не успели снять зиму -- снег растаял или день короткий, -- и мы кадры, снятые в весеннем лесу, на компьютере превращали в зимние. В кадре много актеров, а мы на листьях вырисовываем снег. Подобных кадров немало в «Детях Арбата». Это сложнее, чем выстроить, простите за тавтологию, эффектный спецэффект.
-- Когда-то вы сравнивали труд дизайнера с работой кондитера. Сейчас отношение заказчиков изменилось или по-прежнему просят украсить то, что нельзя изменить?
-- В кино этого меньше, чем на ТВ. Спецэффекты --новый киноязык. Визуальные эффекты начинались с «комбинированных съемок» -- пожары, взрывы. Сегодня все изменилось. Я говорю о больших фильмах вроде «Властелина колец» или «Гарри Поттера». Или замечательный фильм «Небесный Капитан и мир будущего», где виртуальная графика стала главным языком. Есть шанс, что нас станут воспринимать как самостоятельных творцов, создающих художественное произведение -- вместе с режиссером, но на равных. Новая техника побуждает к поиску новых выразительных средств.
-- Фильм «Небесный Капитан и мир будущего» очень красив, но он выявил юридическую и моральную проблему: насколько вольны режиссеры в создании виртуальных образов? Режиссер Керри Конран «сотворил лик» Лоуренса Оливье, и актер через десяток лет после смерти, против собственной воли пополнил фильмографию.
-- Думаю, это единичный случай. Можно вспомнить «Фореста Гампа» -- «вписывание» актера в хроникальные кадры было принято на ура. Бояться не надо, хотя уже шутят: зачем актеры, если возможны их виртуальные аналоги. Живого человека заменить компьютерным нельзя. Я в этом уверен. Но кино всегда ищет новые ходы.
Беседовала Вита РАММ