|
|
N°22, 10 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выхлопной контроль
Автомобилистов готовят к новым экологическим стандартам
Российским автомобилистам, машины которых еще не оснащены устройствами для ликвидации токсичных компонентов отработавших газов -- каталитическими нейтрализаторами, похоже, придется готовиться к дополнительным расходам на содержание своего движимого имущества. Давно обсуждающаяся экологами, мэрами крупных городов и некоторыми промышленными группами идея об обязательном оснащении автомобилей нейтрализаторами уже приближается к стадии реализации. Действующая под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей организация «Независимая социальная природоохранная инициатива» (НЕСПИ) намерена добиваться законодательного ужесточения требований к выбросам в атмосферу продуктов жизнедеятельности автотранспорта. Как заявил вчера президент НЕСПИ, член Совета Федерации Николай Тонков, в ближайшее время он вместе со своими единомышленниками намеревается внести в нижнюю палату парламента соответствующий законопроект.
По мнению г-на Тонкова, Россия и так уже слишком опаздывает с переводом отечественного автомобилестроения на европейские стандарты токсичности Euro-2 и Euro-3. Причем противодействовали введению более жестких требований не столько простые автомобилисты (хотя никто, естественно, не горит желанием нести дополнительные затраты на покупку и установку нейтрализатора), сколько автопроизводители и нефтяники. Для них переход на европейские нормы означал бы неизбежное удорожание продукции и одновременно необходимость повышения ее качества. Даже до сих пор лишь половина новых машин, выпускаемых, например, на ВАЗе, комплектуется катализаторами. Большинство же выпускаемых в России грузовиков и вовсе сходят с конвейера без каких-либо устройств для сокращения вредных выхлопов. «Государственная дума прошлого созыва организовывала более семи рабочих групп по тяжелой экологической ситуации в разных городах, -- сказал вице-президент НЕСПИ Дмитрий Зеленко, -- однако все эти вопросы в итоге оказались отложены на потом. Принимать меры пытались, например, московские власти, обеспокоенные состоянием воздушной среды в городе: запрещали въезд большегрузного транспорта, пытались ввести ограничения на использование низкооктанового бензина, однако на законодательном уровне ничего сделано так и не было».
На взгляд г-на Зеленко, в России, где «экологическое законодательство имеет огромное количество пропусков и противоречащих друг другу документов», по большому счету необходимо разработать специальный экологический кодекс. Однако в его отсутствие решено начать с обязательного введения катализаторов и увеличения штрафов за загрязнение атмосферы. И если взаимоотношения экологических промышленников с нефтяным и автомобильным лобби, в общем-то, страшно далеки от народа, то необходимость покупки и установки индивидуального нейтрализатора выхлопа коснется довольно многих. Потребуются они в основном подержанным автомобилям -- как отечественным, так и многим старым иномаркам. Причем Дмитрий Зеленко уверял корреспондента «Времени новостей», что это устройство будет по цене вполне доступным для человека, изыскавшего средства для покупки и содержания машины. По его словам, когда в России будет налажено массовое производство нейтрализаторов выхлопа, себестоимость этого устройства в идеале должна составлять порядка 15--20 долл., что существенно ниже цен на сегодняшнем рынке.
Руководители НЕСПИ отвергают все обвинения в попытке создать новый рыночный сектор в автомобилестроении, объем которого, по оценкам экспертов, может достигать 15 млрд руб. в год. Поскольку его возникновение диктуется не столько российскими промышленниками и законодателями, сколько международными обязательствами, взятыми на себя Россией. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Дмитрий Зеленко подчеркнул, что значительная часть российских автовладельцев уже фактически живут по нормам Euro-2 и Euro-3. Да и отечественные автомобилестроители уже к этому давно готовятся. По его мнению, при переходе на европейские стандарты токсичности куда важнее избежать скачка цен на высокооктановое топливо. «Гораздо труднее удержать нефтяников от повышения цен на высококачественный бензин», -- заявил г-н Зеленко, пояснив, что только продукты сгорания такого топлива и способен нейтрализовать катализатор. При использовании же низкооктановых марок, как показали тесты, устройства хватает лишь на полгода--год.
Ирина БЕЛАШЕВА